Можно ли приобрести по Закону N 44-ФЗ компьютер в сборе, который включает в себя: системный блок, монитор, клавиатуру, мышь, источник бесперебойного питания, операционную систему и программное обеспечение на сумму до 300 тысяч рублей (аукцион)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе осуществить закупку, указанную в вопросе.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616) установлен запрет на закупки промышленных товаров, предусмотренных прилагаемым к данному постановлением перечнем (далее - Перечень N 616), происходящих из иностранных государств, в том числе компьютеров*(1). Этот запрет распространяется в том числе на закупки у единственного поставщика (смотрите письма Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216, от 31.08.2020 N 24-03-06/76159). Случаи-исключения, в которых запрет на закупку товаров, включенных в Перечень N 616, не применяется, перечислены в п. 3 Постановления N 616, в частности: закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. руб., и совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб., за исключением закупок товаров, указанных в пп. 19-21, 28, 50, 142 и 145 Перечня N 616, то есть товаров, закупка которых в рассматриваемой ситуации не предполагается (подп. "б" п. 3 Постановления N 616).
Соответственно, если соблюдаются требования подп. "б" п. 3 Постановления N 616, цена ни одного из товаров (в данном случае - компьютера) не превышает 300 тыс. руб., запрет, предусмотренный Постановлением N 616, не применяется (смотрите письмо Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216, письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 24.07.2020 N ПГ-12-9638). При этом установление заказчиком в извещении о закупке запрета в указанном случае может быть квалифицировано как нарушение (смотрите, например, решение УФАС по Республике Алтай от 02.067.2020 N 41, решение УФАС по Алтайскому краю от 27.07.2020 N 022/06/64-578/2020).
Также следует учитывать установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236) общий запрет допуска программ для ЭВМ и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое ПО и прав использования такого ПО для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Из данного запрета, в свою очередь, предусмотрено два исключения (п. 2 Постановления N 1236):
- если сведения о ПО, соответствующем тому же классу, что и класс ПО, планируемого к закупке, отсутствуют в соответствующих реестрах;
- если ПО, сведения о котором включены в один из реестров и которое соответствует тому же классу, что и планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО.
При закупке любых программ ЭВМ или баз данных, происходящих из иностранных государств, заказчик, приобретающий их на основании вышеприведенных исключений, обязан разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения запрета на их приобретение в порядке, утвержденном тем же Постановлением N 1236.
Также отметим, что согласно п. 12 Постановления N 616 для целей соблюдения запретов, установленных пп. 1 и 2 указанного постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в Перечень N 616 и не включенные в него (за исключением закупок по государственному оборонному заказу). Как следует из приведенных формулировок, указанное правило не применяется в случае, когда запреты не применяются в соответствии с п. 3 Постановления N 616*(2).
Кроме того, следует учитывать, что в отношении таких товаров, как компьютеры (код 26.2 (за исключением 26.20.2, 26.20.9) по ОКПД 2), применяются условия допуска, установленные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Таким образом, закупка компьютера "в сборе" с предустановленным программным обеспечением путем проведения аукциона в приведенной ситуации возможна. Заказчик при осуществлении такой закупки не устанавливает запрет в соответствии с Постановлением N 616, но обязан установить запрет в соответствии с Постановлением N 1236 либо обосновать невозможность соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Порядком подготовки такого обоснования, также заказчику необходимо установить условия допуска в соответствии с Приказом N 126н и указать соответствующую информацию в извещении об осуществлении закупки (п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Возможна ли по Закону 44-ФЗ закупка персонального компьютера с установленным программным обеспечением и его периферийного оборудования у единственного поставщика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
17 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Перечне приведены следующие:
- компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника (код 26.20.11 по ОКПД 2, п. 24 Перечня);
- машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода (код 26.20.15 по ОКПД 2, п. 27 Перечня);
- машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных (код 26.20.14 по ОКПД 2, п. 26 Перечня);
- машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных (код 26.20.13 по ОКПД 2, п. 25 Перечня).
*(2) Кроме этого, в случае установления соответствующего запрета, полагаем, указанное правило также не распространяется на случай объединения в объекте одной закупки промышленной продукции и технологически с ним связанного ПО, которое промышленной продукцией не является (п. 5, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"). Так, аналогичное правило предусмотрено п. 7 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, вместе с тем оно не препятствовало закупкам компьютерного оборудования с предустановленным программным обеспечением в связи с тем, что ПО само по себе не относится к радиоэлектронному оборудованию ( письмо Минфина России от 30.04.2020 N 24-03-06/35429; ответ на Вопрос: Может ли заказчик по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) купить программное обеспечение, произведенное в Российской Федерации, но не включенное в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (постановление Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015)? Может ли заказчик по Закону N 44-ФЗ купить иностранное программное обеспечение в составе оборудования или компьютера? Нужно ли готовить обоснование закупки иностранного программного обеспечения, если оно предустановлено на оборудование или компьютер производителем? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.)).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"