При расчете НМЦК на оказание услуг охраны по приказу Росгвардии от 15.02.2021 N 45 размер цены составил слишком большую для оплаты заказчиком (бюджетное учреждение) сумму - 6 млн руб., тогда как заказчик готов оплатить 800 000 руб. за эту услугу.
Может ли заказчик указать меньший размер НМЦК? Вправе ли бюджетное учреждение при расчете НМЦК применить иной метод его определения в связи с превышением объема финансового обеспечения закупки, используя норму ст. 72 БК РФ, притом что бюджетная организация является получателем субсидий (средства бюджетных учреждений), а лимиты бюджетных обязательств до нее не доводятся?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при проведении закупки вправе установить начальную (максимальную) цену контракта в размере ниже рассчитанного по формуле, данной в методических рекомендациях. Кроме того, с учетом запланированных планом финансово-хозяйственной деятельности выплат (расходов) заказчик вправе применить метод обоснования НМЦК, не предусмотренный ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование позиции:
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в этой части. В силу ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка, далее - СРЦ), который заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Методические рекомендации по применению приведенных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ методов утверждены на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Рекомендации). Особенности применения метода СРЦ изложены в разделе III Рекомендаций. При этом ни из Закона N 44-ФЗ, ни из положения Рекомендаций буквально не следует, что НМЦК должна быть равна полученному в результате расчетов в соответствии с этим документом итоговому результату.
По нашему мнению, исходя в том числе из значения слова "обоснование" (то есть - "подтверждение возможности применения"), произведенный расчет может служить обоснованием НМЦК в том случае, если его размер не будет превышать размер, рассчитанный в соответствии с Рекомендациями. В таком случае очевидно, что заказчик выбирает не завышенный, но вполне рыночный, пусть и не средний, уровень цен на закупаемые товары, работы, услуги (разумеется, следует принимать в расчет сопоставимость качественных характеристик). Такой подход согласуется с принципами ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, на которых в том числе основывается контрактная система в сфере закупок (ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).
Здесь также следует учитывать, что Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с применением методов, предусмотренных законом (п. 1.2 Рекомендаций), и применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1.3 Рекомендаций). Обязательной силы этот документ не имеет (смотрите письма Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2094, от 18.12.2015 N Д28и-3771, от 12.01.2016 N Д28и-60). Вероятно, именно поэтому государственные органы неоднократно давали по частным случаям разъяснения о возможности установления НМЦК не в соответствии с определенным методом СРЦ размером, рассчитанным по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций, а в меньшем размере*(1).
Таким образом, по нашему мнению, заказчик вправе при проведении закупки установить НМЦК и ниже размера, рассчитанного по формуле Рекомендаций. Разъяснений и правоприменительной практики, где бы рассматривался заданный вопрос, мы не обнаружили*(2).
В случае невозможности применения для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование цены контракта заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств в том смысле, который в это вкладывает бюджетное законодательство (ст. 6 БК РФ), поэтому на них не распространяется правило о заключении и оплате контрактов в пределах доведенных на определенный период лимитов бюджетных обязательств п. 2 ст. 72 БК РФ*(3). Вместе с тем это не означает, что бюджетные учреждения не ограничены в своей финансово-хозяйственной деятельности: согласно требованиям п. 7, п. 2 ч. 8 ст. 16 Закона N 44-ФЗ должно быть обеспечено соответствие показателей плана-графика закупок и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - план ФХД). Пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279, предусмотрено, что проекты планов-графиков заказчиков, являющихся федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации или муниципальными бюджетными учреждениями, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых показателей выплат, формируемых при составлении проектов планов финансово-хозяйственной деятельности таких заказчиков в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (смотрите письмо Минфина России от 31.03.2016 N 02-04-06/18225). План ФХД определяет направления использования бюджетным учреждением как средств субсидии на выполнение задания, так и средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Таким образом, заказчик не лишен права применить иной метод обоснования НМЦК с учетом запланированного объема поступлений и выплат денежных средств.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Обоснование НМЦК по Закону N 44-ФЗ и лимиты бюджетных обязательств;
- Вопрос: Установление заказчиком цены контракта ниже размера, определенного по формуле Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.);
- Вопрос: Заказчик заключил с единственным поставщиком договор на изготовление проектно-сметной документации (далее - ПСД) для дальнейшей закупки путем проведения конкурентной процедуры по установке системы оповещения на территории муниципального образования. Сметная стоимость ПСД составила 5 300 000 руб. В бюджете муниципального образования на данную закупку предусмотрено только 5 000 000 руб. Можно ли провести электронный аукцион с начальной максимальной ценой контракта (далее - НМЦК) в размере 5 000 000 руб., приложив ПСД на 5 300 000 руб.? Как правильно в данном случае обосновать НМЦК, какое основание указать? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
25 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Например, в ситуации, когда НМЦК, определенная в соответствии с Рекомендациями, превышала лимиты бюджетных обязательств, согласно разъяснениям, данным в письмах Минэкономразвития России от 10.11.2015 N Д28и-3328, от 11.06.2015 N Д28и-1628, от 27.01.2016 N Д28и-245, от 01.11.2016 N Д28и-2883, от 19.10.2015 N Д28и-3133, от 17.08.2015 N Д28и-2473, от 28.07.2016 N Д28и-1904, от 03.03.2014 N Д28и-254, в качестве НМЦК может быть указана именно сумма лимитов бюджетных обязательств.
Аналогичные по сути разъяснения давались относительно определения цены с единственным контрагентом в случаях, когда такая цена должны быть обоснована с применением методов, установленных ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2768, письмо Минэкономразвития России от 08.04.2014 N Д28и-443, ответ на вопрос 19 в приложении к письму Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791). Мы полагаем, что тот же принцип может быть распространен и на случаи определения НМЦК при проведении закупки конкурентным способом. Косвенное подтверждение этому можно найти в ответе на вопрос 35 в приложении к письму Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791.
*(2) В обнаруженном нами единственном документе правоприменительной практики содержится жалоба на заниженный размер НМЦК на оказание охранных услуг: Решение УФАС по Удмуртской Республике от 18.12.2019 N 018/06/106-1007/2019. Однако комиссия УФАС в рассматриваемом деле отметила, что документация об аукционе соответствовала требованиям Закона и содержала обоснование НМЦК. А поскольку в соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в отношении определения и обоснования НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а Удмуртское УФАС России к таковым не имеет отношения, комиссия данного УФАС не уполномочена рассматривать вопрос о правомерности расчета НМЦК, приведенного в документации об аукционе.
*(3) Согласно п. 2 ст. 72, п. 5 ст. 161 БК РФ заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) (ст. 6 БК РФ). Положения, установленные ст. 161 БК РФ, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 указанной статьи).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"