Учреждение на основании распоряжения заключило дополнительное соглашение по п. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ на увеличение цены контракта. В контракте предусмотрен аванс в виде 30% от цены контракта и указана сумма аванса. Размер аванса, установленный в контракте (30%), не менялся. В распоряжении отсутствует требование об увеличении суммы авансового платежа. Вправе ли учреждение в связи с изменившейся ценой контракта менять сумму аванса путем заключения дополнительного соглашения при таком распоряжении? Или условие об увеличении суммы аванса должно указываться именно в распоряжении?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, цена которого была увеличена, а размер аванса, установленный в процентах от цены контракта, остался неизменным, вправе рассчитывать на выплату авансом суммы, равной разнице между ранее полученной суммы аванса, исчисленной исходя из изначально установленной цены контракта, и суммой аванса, исчисленной исходя из новой цены контракта. С учетом установления размера аванса именно в процентах, изменения каких-либо еще условий контракта для этого не нужно.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ. В частности, согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно. Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. То есть формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, хотя возможность изменения условий контракта определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа.
Порядка внесения изменений в контракт, в том числе порядка принятия решения соответствующим органом, равно как и требований к содержанию такого решения, закон не устанавливает. Такие порядок и требования могут быть установлены отдельными нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления. В частности, в Омской области постановлением Правительства Омской области от 20.01.2016 N 7-п утвержден Порядок реализации части 65.1 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако и этот документ, утверждая порядок принятия решения об изменении контракта на основании указанной нормы и общие требования к содержанию документов, представляемых для принятия такого решения, не устанавливает требований к содержанию самого решения и условиям его применения, в частности, не дает каких-либо указаний относительно утверждения таким решением конкретного текста новых условий и не ограничивая возможность изменения условий, не упомянутых прямо в решении.
Таким образом, толкование решения и условия его реализации может быть дано только самим Правительством Омской области. Мы можем только предположить, что такое решение совершенно определенно должно разрешать вопрос об изменении именно существенных условий контракта, как это предусмотрено ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, но не должно, в принципе, ограничивать возможность изменения иных условий контракта.
При оценке фактически внесенных изменений следует помнить, что из ст. 431 ГК РФ следует, что при толковании условий договора судом в первую очередь принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, однако в случае неясности условия договора его буквальное значение устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если же и это не помогает, суд принимает меры к выяснению действительной общей воли сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон. Соответственно, окончательное толкование условий контракта, с учетом внесенных изменений, при возникновении спора может дать только суд.
Вместе с тем заметим, что в силу п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, причем, что следует из ссылки на ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, запрещающей выплату аванса в случае применения антидемпинговых мер, к таким условиям относится и выплата аванса. Тот же п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает, что, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Установление размера аванса в процентах от цены контракта упоминается также в п. 2 ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и ряде подзаконных актов, регулирующих размер аванса, например, постановлении Правительства РФ от 26.08.2020 N 1289. Иными словами, установление аванса в виде процентной доли от цены контракта полностью соответствует закону.
При этом законодательство не дает ответа на вопрос о соотнесении такого условия с изменением контракта в части определения цены. В этой связи можно только обратить внимание на общие положения об изменении договора, данные в ст. 452 ГК РФ, и общие положения об обязательствах, возникающих из договора (п. 2 ст. 307 ГК РФ). Так, согласно п. 1 ст. 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. При этом в силу п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. Применяя по аналогии закона ст. 181 ГК РФ, можно сделать вывод, что изменяются только те условия, относительно которых стороны достигли соответствующего соглашения, остальные же остаются в неизменном виде, насколько это возможно, исходя из характера изменений.
С учетом вышесказанного можно прийти к выводу, что с момента заключения соглашения об изменении контракта, включая условие о цене, размер цены контракта должен считаться таким, какой он установлен соответствующим соглашением, а размер аванса, коль скоро он не был упомянут в таком соглашении, остается неизменным. Если же размер аванса установлен в процентах от цены контракта, то его абсолютный размер - размер в конкретном количестве денежных единиц, с момента внесения изменений в контракт, должен быть рассчитан заново, исходя из вновь установленной цены контракта.
Соответственно, по нашему мнению, поставщик (подрядчик, исполнитель) по контракту, цена которого была увеличена, а размер аванса, установленный в процентах от цены контракта, остался неизменным, вправе рассчитывать на выплату авансом суммы, равной разнице между ранее полученной суммой аванса, исчисленной исходя из изначально установленной цены контракта, и суммой аванса, исчисленной исходя из новой цены контракта. С учетом установления размера аванса именно в процентах, изменения каких-либо еще условий контракта для этого не нужно.
Однако, повторимся, окончательно разрешить вопрос толкования названных условий договора может только суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
22 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"