Заказчик (федеральное бюджетное учреждение) 17.08.2021 заключил контракт по Закону N 44-ФЗ на строительство бассейна. Цена контракта - 213 млн руб. При выполнении работ возникла необходимость внесения изменений в проектную документацию: при работе с фундаментом были обнаружены старые подвалы, в итоге объем не учтенных проектом работ, без выполнения которых невозможно продолжать строительство, составляет до 30% общего объема работ по контракту и цены. Заказчик внес необходимые изменения в проект и получил положительное заключение госэкспертизы.
На основании какой нормы следует внести изменения в контракт согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ? Нужно ли предоставить какое-то обоснование перед тем, как заключить такое дополнительное соглашение? Если нужно, то какое (о чем)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае необходимые изменения в условие контракта об объеме и цене исполнения могут быть внесены как на основании п. 8 ч. 1 ст. 95, так и на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Однако для внесения изменений в каждом выбранном случае - основании заказчику необходимо получить соответствующее решение Правительства РФ.
Обоснование вывода:
Положения п. 8 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) допускают внесение изменений в существенные условия, в частности, контракта, заключенного на срок не менее одного года, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.Такое изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
Отдельно отметим, что за исключением наличия решения органа исполнительной власти соответствующего уровня бюджета каких-либо специальных требований к письменной форме обоснования внесения изменений в существенные условия контракта, к содержанию такого обоснования закон не предъявляет.
Иными словами, из нормы пункта 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует возможность изменения контракта - соответствующих срока исполнения и цены на выполнение строительных работ в случае выявления невозможности его исполнения на ранее установленных условиях. Такая невозможность не отождествляется с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, и соответствующая необходимость не определяется подтверждающим условием невозможности выполнения работ на прежних условиях. Однако такая возможность предусмотрена именно для случаев, которые наступили по независящим от сторон обстоятельствам и только. К числу таких обстоятельств можно отнести только либо наличие ошибок или неучтенных исходящих данных при подготовке проектной документации (например: ошибка в оценке плотности грунта, наличие не замеченного при инженерных изысканиях подземного ручья и т.п.) или влияние чрезвычайных природных условий, включая обстоятельства непреодолимой силы (например: не обычное для данной местности в данное время года количество осадков, пожар, смерч и т.п.), в том числе влияющие на объем работ (необходимость ликвидации последствий воздействия природных явлений, дополнительное укрепление конструкций на время воздействия или вследствие изменения ландшафта после такого воздействия и т.п.). Поэтому норма пункта 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ содержит указание на то, что в число независящих от сторон обстоятельств относится в том числе и необходимость внесения изменений в проектную документацию.
Таким образом, существенные условия контракта (одновременно цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон при соблюдении совокупности условий, предусмотренных пунктом 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Одним из таких условий является наличие решение органа исполнительной власти соответствующего заказчику уровня бюджета (решение Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ либо местной администрации). В связи с этим отметим, что постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (на которое пункт 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в Правовой системе ГАРАНТ содержит активную ссылку) предполагает возможность внесения изменений в соответствующие контракты в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы при неизменности условия об объеме исполнения (абзац третий подп. "а" п. 2 этого постановления). По этой причине, действительно, названный документ не может быть использован в рассматриваемом случае для изменения условия контракта. Однако данный документ не является единственным для целей пункта 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но лишь одним из возможных нормативных актов, на основании которого возможно вносить соответствующие изменения*(1).
Следует отметить, что часть 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ также допускает по соглашению сторон изменение существенных условий контракта (любых условий), заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения при соблюдении положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ*(2), и также, как и в случае, предусмотренном пунктом 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, для таких изменений необходимо получить разрешение на такое изменение в виде решения органа исполнительной власти соответствующего заказчику уровня бюджета (решение Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ либо местной администрации)*(3).
Также отметим, что с 18 апреля 2022 года действует постановление Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (далее - Постановление N 680), принятое в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ. Постановлением N 680 установлены порядок и случаи изменения в 2022-2023 годах существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. В письме Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840 подчеркивается, что на основании Постановления N 680 не могут быть изменены существенные условия контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами (то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками). При этом, по мнению специалистов ведомства, в отношении таких контрактов может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Поскольку в рассматриваемом случае речь идет о государственном бюджетном учреждении - то есть о заказчике в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ для целей этого закона (не о государственном, муниципальном заказчике), внесение необходимых изменений в условие контракта об объеме и цене исполнения может быть осуществлено как на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 (поскольку имеют место обстоятельства, независящие от воли сторон - выявленные в ходе работ конструктивные особенности исторического здания), так и на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Однако наличие соответствующего решения Правительства РФ для внесения такого изменения необходимо для каждого выбранного случая - основания.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Изменение контрактов на выполнение строительных работ по Закону N 44-ФЗ (ноябрь 2022 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
29 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В качестве примера подобного нормативного акта федерального уровня можно привести распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2019 г. N 3076-р "Об изменении условий государственного контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства "Реконструкция (в режиме реставрации с приспособлением к современному использованию) объекта культурного наследия федерального значения "Московский Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV-XVI, XVII, XVIII, XIX вв." в части создания подземного музейного комплекса на базе обнаруженных остатков фундамента храма Чуда Михаила Архангела"; распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 3566-р "Об увеличении цены государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Строительство и реконструкция пожарной части ФГКУ "Специализированная пожарная часть по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы по Республике Саха (Якутия)" для размещения создаваемого специализированного пожарно-спасательного подразделения по защите от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров, г. Якутск Республики Саха (Якутия)".
*(2) Отметим, что чч. 1.3-1.5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ регулируют изменение обеспечения исполнения контракта при изменении контракта (подробнее об этом смотрите в отдельном материале).
*(3) Например: постановление Администрации Курской области от 5 сентября 2022 г. N 984-па "Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"