Бюджетная отчетность казенных учреждений за 1 квартал 2023 года.
Памятка бухгалтеру
См. Памятку по годовой бюджетной отчетности казенных учреждений за 2022 год
Общие требования
Чем руководствоваться при составлении отчетности?
Порядок формирования бюджетной отчетности установлен Инструкцией N 191н (в редакции приказа Минфина России от 09.12.2022 N 186н - зарег. в Минюсте России 08.02.2023).
В текущем году Минюстом России был зарегистрирован приказ Минфина России от 09.12.2022 N 186н о внесении изменений в Инструкцию N 191н (дата регистрации - 08.02.2023). Приказом N 186н предусмотрено поэтапное применение изменений.
Ряд поправок следовало учесть при составлении годовой отчетности-2022, не дожидаясь их официальной регистрации. Подробнее о таких изменениях - в специальном разделе Памятки по годовой бюджетной отчетности КУ - 2022.
Основную часть изменений необходимо применять начиная с отчетности на 1 июля 2023 года. Исключение - уточненный порядок формирования Справки (ф. 0503125), который следует применять с начала 2023 года при составлении ежемесячных Справок (ф. 0503125) по денежным расчетам. Подробнее с изменениями текущего года можно ознакомиться здесь.
Справочно: особенности формирования бюджетной отчетности в 2022 году разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103;
- от 05.12.2022 N 07-04-05/02-30541;
- от 23.11.2022 N 07-04-05/02-29265;
- от 11.11.2022 N 02-06-07/110261;
- от 10.11.2022 NN 02-06-07/109442, 07-04-05/02-27817;
- от 06.04.2022 NN 02-06-07/29936, 07-04-05/02-8204.
Справочно: особенности составления и представления в 2022 году бюджетной отчетности финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственных внебюджетных фондов разъяснены в письмах Минфина России и Федерального казначейства:
- от 12.12.2022 NN 02-06-07/121658, 07-04-05/02-31108;
Подробнее об общих требованиях к составлению отчетности, ее составу и периодичности представления читайте в Путеводителе по бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти |
Как сверить показатели составленной отчетности?
Проверьте сформированную бюджетную отчетность на соблюдение требований к ее составлению и представлению путем выверки показателей отчетности по установленным Инструкцией N 191н и субъектом консолидированной отчетности (в частности, Федеральным казначейством) контрольным соотношениям.
Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности, размещенные на официальном сайте Федерального казначейства в разделе "Документы" (подраздел "Учет и отчетность"), уточняются и дополняются в процессе сдачи отчетности.
Справочно: О самых важных уточнениях и новых проверках в контрольных соотношениях к годовым формам бюджетной отчетности за 2022 год - в новостной ленте
Проверьте правильность применения бюджетной классификации РФ - в отчетности должны содержаться коды бюджетной классификации, актуальные на отчетную дату.
Сверить показатели отчетности поможет следующая информация: - Контрольные соотношения по отчетности организаций бюджетной сферы; |
||
На что еще следует обратить внимание при проверке показателей отчетности читайте в Путеводителе по бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти |
||
Подробнее об исправлении ошибок прошлых лет можете прочесть в Энциклопедиях решений |
Как подготовиться к составлению квартальной отчетности?
Подготовиться к составлению квартальной отчетности поможет наш специальный материал. Подробнее об отражении событий после отчетной даты и поступивших после отчетной даты документов отчетного года - в Энциклопедии решений. При формировании показателей квартальной отчетности не забывайте создавать и корректировать резервы предстоящих расходов Не забудьте сформировать на отчетную дату резервы, связанные с временным разрывом между датами фактического получения имущества, результатов работ/услуг, и датой подписания заказчиком документов приемки. Подробности - здесь. О порядке отражения операций по договорам оказания коммунальных услуг и особенностях формирования резерва под обязательства, по которым отсутствуют первичные документы, см. здесь |
|
Смотрите также видеоуроки и семинары ГАРАНТА: Закупка товаров, работ и услуг: когда надо применять счет 401 60? Инвентаризация-2022: анализ дебиторской и кредиторской задолженности Достоверная отчетность за квартал, полугодие, 9 месяцев: СПОД, позднее поступление документов, исправление ошибок Все видеоматериалы для бухгалтера бюджетной сферы доступны в любое время! Видеоуроки по бухучету, отчетности и бюджетной методологии: коротко о главном; |
В какой срок представить отчетность?
Конкретные сроки представления бюджетной отчетности устанавливаются вышестоящим участником бюджетного процесса (субъектом консолидированной отчетности), которому такая отчетность представляется (п. 10 Инструкции N 191н).
Федеральные органы и учреждения предоставляют бюджетную отчетность средствами подсистемы "Учет и отчетность" ГИИС "Электронный бюджет" с соблюдением сроков, установленных пп. 288 - 289 Инструкции N 191н.
Сроки представления консолидированной месячной и квартальной бюджетной отчетности главными администраторами средств федерального бюджета в 2023 году установлены приказом Федерального Казначейства от 22.08.2022 N 24н
Кому представляется отчетность?
Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств.
Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета и (или) главному администратору доходов бюджета.
Администратор источников финансирования дефицита бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и (или) главному администратору источников финансирования дефицита бюджета.
В случае выполнения субъектом бюджетной отчетности нескольких бюджетных полномочий при исполнении бюджета бюджетной системы Российской Федерации (получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицитов бюджетов) субъектом бюджетной отчетности формируется единый комплект бюджетной отчетности по совокупности выполняемых им полномочий (п. 10 Инструкции N 191н).
В случае передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности централизованной бухгалтерии отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени предавшего полномочия субъекта отчетности вышестоящему субъекту консолидированной отчетности (п. 6 Инструкции N 191н, п. 7 Стандарта "Учетная политика...").
Подробнее о порядке представления бюджетной отчетности, в том числе уточненной отчетности - в специальных разделах Путеводителе по бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти |
Изменения в порядок формирования отчетности
В порядок формирования отчетности за 2023 год изменения внесены приказом Минфина России от 09.12.2022 N 186н (зарег. в Минюсте России 08.02.2023).
Положения Приказа N 186н, касающиеся 2023 года, применяются с отчетности на 1 июля 2023 года и не влияют на формирование показателей бюджетной отчетности за 1 квартал 2023 года.
Исключение - уточненный порядок формирования Справки (ф. 0503125), который следует применять с начала 2023 года при составлении ежемесячных Справок (ф. 0503125) по денежным расчетам.
Приказ Минфина России от 09.12.2022 N 186н о внесении изменений в Инструкцию N 191н
Приказом N 186н предусмотрено поэтапное применение изменений в правила составления бюджетной отчетности. Напомним - ряд поправок следовало учесть при составлении годовой отчетности-2022, не дожидаясь их официальной регистрации.
О положениях Приказа N 186н, которые следовало учесть начиная с годовой отчетности-2022, - в специальном разделе Памятки по годовой отчетности КУ - 2022
Для новых субъектов РФ: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, которым впервые предстоит сдавать бюджетную отчетность по нормам Инструкции N 191н, пунктом 2.4 Приказа Минфина России от 24.10.2020 N 191н (в редакции Приказа N 186н) установлена специальная норма для отчетности за 2023 год. Казенные учреждения и органы власти/местного самоуправления указанных регионов - ПБС, ГРБС, главные администраторы и администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджетов - в 2023 году месячную отчетность и квартальную отчетность на 1 апреля и 1 июля не составляют и не представляют, если иное не будет установлено финорганом указанных субъектов РФ.
Изменения, внесенные Приказом N 186н в порядок формирования отчетности и касающиеся 2023 года, следует применять начиная с отчетности на 1 июля 2023 год. Вместе с тем наибольшее количество правок внесено именно в годовые отчетные формы и связано с первым применением положений Стандарта "Биологические активы" и новой редакцией Инструкции N 157н (приказ Минфина России от 21.12.2022 N 192н о внесении изменений в Единый план счетов и Инструкцию N 157н находится на регистрации в Минюсте России, текст Приказа N 192н размещен на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах).
Единственное положение, которое необходимо учесть при формировании месячной отчетности и отчетности за 1 квартал 2023 года, касается уточнений в порядок формирования Справки (ф. 0503125).
В целях составления в том числе ежемесячных Справок (ф. 0503125) по денежным расчетам расширен перечень кодов счетов, по которым составляются Справки (ф. 0503125). Напомним - с 2022 года для расчетов по межбюджетным трансфертам капитального характера (перечислений капитального характера другим бюджетам бюджетной системы РФ) применяется подстатья 254 КОСГУ. Начиная с 2023 года п. 23 Инструкции N 191н предусмотрено формирование Справок (ф. 0503125) по новым кодам счетов 1 206 54 561/661, 1 302 54 831, 1 206 54 000, 1 302 54 000, а также уточнен порядок формирования Справок (ф. 0503125), в которых отражаются показатели расчетов по МБТ капитального характера. Учтены новые нормы и Федеральным казначейством - контрольные соотношения для Справок (ф. 0503125) в части денежных расчетов по МБТ капитального характера скорректированы ФК в том числе с учетом новых счетов 206 54 и 302 54.
Новые счета 206 54 и 302 54 содержатся в приказе Минфина России от 21.12.2022 N 192н о внесении изменений в Единый план счетов и Инструкцию N 157н (находится на регистрации в Минюсте России, текст Приказа N 192н размещен на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Бюджет / Учёт, отчётность и статистика государственных финансов / Учёт и отчётность о государственных финансах). До регистрации Приказа N 192н в Минюсте России согласуйте с финансовым органом соответствующего публично-правового образования порядок отражения денежных расчетов по МБТ капитального характера в бюджетном учете в целях формирования показателей в Справке (ф. 0503125).
Справочно: об особом порядке формирования Справок (ф. 0503125) при формировании годовой отчетности-2022 в части расчетов по МБТ капитального характера см. здесь.
Изменения в порядок составления бюджетной отчетности для казенных учреждений и органов власти (местного самоуправления), которые согласно Приказу N 186н следует учесть начиная с отчетности за полугодие 2023 года - в специальной таблице:
Отчетная форма |
Изменения - применяются с отчетности на 1 июля 2023 года |
||||||||||||
Отчетные формы в составе промежуточной отчетности | |||||||||||||
Отчет о движении денежных средств |
Форма дополнена новой строкой 3350 для отражения расходов по статье 360 "Увеличение стоимости биологических активов" КОСГУ. Показатель по строке 3350 включен в итоговый показатель по строке 3300 - в состав расходов на приобретение НФА |
||||||||||||
В свою очередь исключена строка 1451 в связи с изменениями в Порядок N 209н и отменой подстатьи 461 КОСГУ - доходы от реализации биоактивов отражаются по статье 460 КОСГУ в строке 1450 | |||||||||||||
Отчете об исполнении бюджета... |
Расширен перечень кодов счетов, на основании которых формируются показатели в отчетной форме. Для формирования показателя в графе 5 раздела "Доходы бюджета" добавлен счет 1 210 02 460. При формировании строк 520 и 620 в графе 5 раздела "Источники финансирования дефицита бюджета" дополнительно учитываются счета 1 210 02 510 и 1 210 02 610 |
||||||||||||
Сведения об изменении остатков валюты баланса |
Форма изложена в новой редакции, а именно дополнена новым разделом 4 "Дополнительная информация по коду причины 03". В новом разделе детализируются показатели изменения остатков на начало года в связи с исправлением ошибок прошлых лет, которые отражены в первом разделе Сведений (ф. 0503173) в графе 6 по коду причины "03", в разрезе: - кодов счетов бюджетного учета (18 - 23 разряды номера счета); - сумм изменений; - следующих кодов причин:
Напомним - изменение входящих остатков в связи с исправлением ошибок прошлых лет служит основанием для представления Сведений (ф. 0503173) в составе промежуточной отчетности. |
||||||||||||
Годовые отчетные формы | |||||||||||||
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета |
Форма дополнена новыми строками: - строка 110 для отражения остаточной стоимости биологических активов (остаток по счету 113 00 с учетом обесценения); - строка 170 для отражения затрат на биотрансформацию (остаток на счете 110 00). Строки 110 и 170 включены в итоговую строку 190 "Итого по разделу I". |
||||||||||||
Уточнено, что при расчете показателя по строке 140, в которой отражается остаточная стоимость НФА имущества казны, учитывается остаток по новому счету 114 50 "Обесценение нефинансовых активов, составляющих казну" | |||||||||||||
Уточнено, что по строке 206 отражается показатель на счете 201 27, характеризующий остаток денежных средств учреждения не только в иностранной валюте, но и драгоценных металлах. Правка в корректировке названия счета 0 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте и драгоценных металлах на счетах в кредитной организации" учтена и в других формах: в описании показателей Отчета (ф. 0503127), Отчета (ф. 0503123), Отчета (ф. 0503128) | |||||||||||||
Форма дополнена новой строкой 436 для отражения незавершенных расчетов по вкладам товарищей по договору простого товарищества (счет 304 Т6). Отметим, что положения Стандарта "Совместная деятельность" следовало применять с 2021 года, но обособление показателей в учете и отчетности об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества предусмотрено только в 2023 году. Показатель по строке 436 включен в итоговую строку 430 "Иные расчеты, всего". При этом дебетовый остаток по счету 304 Т6 отражается в строках 430 и 436 со знаком "минус" | |||||||||||||
Форма дополнена новой строкой 437 для отражения ФНС расчетов с плательщика по ЕНП (новый счет 304 07). Иными субъектами отчетности, кроме налоговых органов, счет 304 07 не применяется. Показатель по строке 437 включен в итоговую строку 430 "Иные расчеты, всего". | |||||||||||||
Справка в составе Баланса (ф. 0503130) |
Справка дополнена новой строкой 360 для отражения показателя по забалансовому счету 49 "Непризнанный результат объекта инвестирования" |
||||||||||||
Разделительный (ликвидационный) баланс... |
Поскольку порядок формирования показателей в Балансе (ф. 0503230) аналогичен порядку заполнения Баланса (ф. 0503130), за исключением некоторых особенностей, предусмотренных Инструкцией N 191н для разделительного (ликвидационного) баланса (ф.0503230), все корректировки, предусмотренные в части формирования показателей Баланса (ф. 0503130) и Справки в составе Баланса, в равной степени относятся и к форме 0503230 |
||||||||||||
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года |
Форма изложена в новой редакции. В третьем разделе новой формы Справки (ф. 0503110) предусмотрена: 1. дополнительная расшифровка показателей по счету 109 60 в части накладных и общехозяйственных расходов, отнесенных на себестоимость готовой продукции/работ/услуг (в дебет 109 60): - в графе 5 по кредиту счета 109 70; - в графе 6 по кредиту счета 109 80; 2 новая графа 8 для отражения показателя по новому счету 110 60 "Себестоимость биотрансформации" в сумме расходов, отнесенных в дебет счета 0 401 10 13Х с кредита счета 0 110 60 ХХХ.. В результате дополнительной детализации показателя по счету 109 60 в третьем разделе Справки (ф. 0503110) изменилась нумерация граф - теперь стоимость реализуемой продукции/товаров (сумма показателей по счетам 110537440, 110538440, 110539340), списанная в уменьшение доходов (в дебет счета 1 401 10 131), отражается в графе 7 вместо графы 5 |
||||||||||||
Отчет о финансовых результатах деятельности |
Уточнен порядок формирования показателей в строках 160 - 260. В данных строках по соответствующим подстатьям КОСГУ статей 210 - 280 КОСГУ дополнительно отражаются расходы по счету 1 110 60 ХХХ , принятые в уменьшение доходов и сформировавшие себестоимость биотрансформации (по дебетовым оборотам счета 1 401 10 130 в корреспонденции со счетом 1 110 60 ХХХ) |
||||||||||||
Форма дополнена новыми строками 381 и 382 для отражения соответственно увеличения (статья 360 КОСГУ) и уменьшения (статья 46Х КОСГУ) стоимости биоактивов (дебетовых и кредитовых оборотов по новым счетам 113 00, 106 37, 107 34, 114 9Х). В указанных строках не учитываются обороты по внутреннему перемещению, а также принятию объекта на учет в стоимости произведенных вложений. В новой строке 380 формируется разность строк 381 и 382 - чистое поступление биоактивов. Строка 380 включена в итоговый показатель по строке 310 "Операции с НФА" | |||||||||||||
Форма дополнена новыми строками 396 и 397 для отражения дебетовых и кредитовых оборотов соответственно по счету 110 00 "Затраты на биотрансформацию". В новой строке 395 формируется разность строк 396 и 397 - чистое изменение затрат на биотрансформацию. Строка 395 включена в итоговый показатель по строке 310 "Операции с НФА" | |||||||||||||
Сведения о движении НФА |
Внесена правка в наименование строки 152, в которой учитывается показатель по счету 103 Х2 с новым названием "Непроизведенные ресурсы" (было "Ресурсы недр") |
||||||||||||
В разделе 1 "Нефинансовые активы" введены строки для отражения новых объектов учета по Стандарту "Биологические активы": - новые строки 331 - 339 для отражения биологических активов по счету 113 ХХ в разрезе аналитических счетов. Итоговый показатель (сумма строк 331 - 339) отражается по новой строке 330; - новая строка 340 для отражения обесценения биоактивов по счету 114 9Х. В графах 6, 7 строка 340 не заполняется; - новая строка 350 для отражения вложений в биоактивы по счету 106 Х7; - новая строка 360 для отражения биоактивов в пути по счету 107 Х4. | |||||||||||||
В разделе 2 "Нефинансовые активы, составляющие имущество казны" введены новые строки для показателей обесценения имущества казны: - новая строка 420 для обесценения недвижимого имущества (счет 114 51); - новая строка 470 для обесценения движимого имущества (счет 114 52); - новая строка 480 для обесценения ценностей госфондов России (счет 114 53); - новая строка 505 для обесценения НМА (счет 114 54); - новая строка 515 для обесценения непроизведенных активов (счет 114 55); - новая строка 525 для обесценения материальных запасов (счет 114 56); - новая строка 535 для обесценения прочих активов, составляющих казну (счет 114 57). В графах 6, 7 новые строки 420, 470, 480, 505, 515, 525, 535 не заполняются | |||||||||||||
Поскольку форма Сведений (ф. 0503168) дополнена новыми строками в разделах 1 и 2, скорректированы контрольные соотношения между остаткам на начало и конец отчетного периода в Сведениях (ф. 0503168) и остатками по счетам учета НФА в Балансе (ф. 0503130) по соответствующим строкам |
Состав бюджетной отчетности за 1 квартал
Отчетность за 1 квартал 2023 года составляется и предоставляется в общем порядке в составе всех форм бюджетной отчетности, формирование которых по состоянию на 1 апреля предусмотрено Инструкцией N 191н, без каких-либо исключений.
В случае, если ВСЕ показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, НЕ ИМЕЮТ числового значения, такая форма отчетности НЕ составляется и в составе бюджетной отчетности за отчетный период НЕ представляется, при этом информация об отсутствии в составе бюджетной отчетности указанных форм подлежит отражению в разделе 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности" текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160).
При формировании и (или) представлении бюджетной отчетности средствами программных комплексов автоматизации формы бюджетной отчетности, не имеющие числовых значений показателей и не содержащие пояснения, формируются и представляются с указанием отметки (статуса) "показатели отсутствуют" (п. 8 Инструкции N 191н).
В следующих специальных материалах, подготовленных по каждой форме, входящей в состав квартальной отчетности на 1 апреля 2023 года, Вы найдете порядок заполнения отчетных форм с примерами, иллюстрациями и практическими советами по формированию показателей отчетности:
Дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе квартальной бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены (п. 5 Инструкции N 191н, п. 11 Стандарта "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности"):
- главным распорядителем бюджетных средств - для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;
- главным администратором доходов бюджета - для подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
- главным администратором источников финансирования дефицита бюджета - для подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- финансовым органом - для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета.
Приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н утверждены дополнительные формы квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета и Инструкция о порядке их составления и представления (далее - Инструкция N 15н):
- Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (ф. 0503191);
- Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (ф. 0503192);
- Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (ф. 0503193).
Также главные распорядители средств федерального бюджета, которым в отчетном финансовом году были выделены средства из резервного фонда Правительства РФ и/или резервного фонда Президента РФ (или осуществлялось использование средств фондов, выделенных в предыдущие периоды), представляют информацию об использовании средств резервных фондов:
- в части резервного фонда Правительства РФ в соответствии с приказом Минфина России от 04.02.2021 N 12н формируются Сведения (ф. 0501118), которые представляются не позднее срока, установленного для представления квартальной отчетности за соответствующий отчетный период (абз. 3 и 4 п. 2 Приложения N 3 к к приказу Минфина России от 04.02.2021 N 12н);
- в части резервного фонда Президента РФ формируется Отчет об использовании ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации (ф. 0503127U).
Ответственность за нарушение правил представления бюджетной отчетности и иных сведений, необходимых для составления и исполнения бюджетов
При формировании бюджетной отчетности одной из важных задач является обеспечение правильности ее формирования и недопущение ошибок в целях предоставления достоверной информации пользователям отчетности.
За какие ошибки в учете и отчетности оштрафуют руководителя и (или) главного бухгалтера? |
|
Какая ответственность предусмотрена за искажение показателей отчетности? |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.