Как провести закупку услуг по вывозу мусора у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Смотрите в этом материале:
Выбор основания для проведения закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ
Общие положения
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом. К твердым коммунальным отходам относятся и отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Таким образом, при осуществлении деятельности любого индивидуального предпринимателя или юридического лица образуются отходы, которые подлежат сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию или размещению отходов.
Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) дает возможность заказчику осуществить закупку по обращению с твердыми коммунальными отходами и отходами I и II классов опасности без использования конкурентных способов закупки, однако и при заключении контракта с единственным поставщиком необходимо учитывать особенности, характерные для данного вида закупки.
Следует отметить, что согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
Планирование закупки
В силу ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика не требуется. Однако данная закупка должна быть включена в план-график закупок.
На стадии планирования закупки заказчику следует обратиться в каталогу товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) (постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145), т.к. при внесении в реестр контрактов информации о его заключении вносится и информации об объекте закупки в соответствии с Правилами использования КТРУ (при наличии).
Существует больше десяти позиций КТРУ "Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" и, начиная с 15.09.2021, они являются обязательными для применения. Позиции КТРУ различаются набором характеристик данной услуги: классом опасности отходов (III-V), принадлежностью емкостей для накопления отходов (заказчик/исполнитель), признаками "Раздельное накопление твердых коммунальных отходов".
Услуги по обращению с отходами I и II классов опасности единой позицией в КТРУ отсутствуют (как деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов), однако есть несколько позиций с отдельными услугами (услуги по сбору опасных отходов, услуги по утилизации/переработке отходов атомной промышленности и прочих опасных отходов) без указания на класс опасности отходов и других характеристик услуги. В КТРУ для данных позиций указаны лишь единицы измерения услуги. Обязательными к применению указанные позиции становятся с 01.01.2024.
Выбор конкретной позиции каталога остается за каждым заказчиком в отдельности.
Заказчикам, для которых в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ установлены нормативные затраты на обеспечение функций, а также нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, при включении данной закупки в план-график необходимо определить, не превышают ли предполагаемые затраты на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установленный норматив и в случае необходимости внести соответствующие изменения.
В связи с тем, что планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (3 календарных года), заказчик может включить в план-график закупку, объем финансового обеспечения которой будет учитывать трёхлетний период. В соответствии с п. 5 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 "О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации", в случае если срок осуществления планируемой закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график включается информация о такой закупке на весь срок ее осуществления.
Выбор основания для проведения закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможна закупка как услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены лица (операторы), которые обязаны заключать договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (по обращению с отходами I и II классов опасности) с собственником таких отходов.
В соответствии п. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами). Таким образом, заказчик самостоятельно не выбирает исполнителя по данной услуге.
Юридическое лицо, уполномоченное указанным федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации - федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности - определено распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 N 2684-р (ФГУП "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО"). В то же время региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право осуществлять обращение и с отходами I и II классов опасности (п. 11 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, на основании п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности (на ином законном основании) специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов (полигон, шламохранилище и др.) и включающих в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов, расположенных в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, также могут осуществлять обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности (на ином законном основании) объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности (ч. 1 ст. 14.4 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, заказчик либо самостоятельно осуществляет обращение с отходами (т.е. деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов) без заключения соответствующего договора (и соответственно без включения данной закупки в план-график закупки) либо заключает договор (контракт) с операторами, определенными нормативно-правовыми актами в зависимости от своего места нахождения. При этом оператор не вправе отказать в заключении такого договора.
Существенные условия контракта
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ Правительство не установило типовых условий контракта для данной закупки. Вместе с тем их применение в силу ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае принятия не обязательно. Не обязательно и применение ряда иных условий, указанных в ч. 12, 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в т.ч. условий об ответственности сторон контракта, о графике исполнения контракта, о порядке и сроках оплаты и сроке приемки услуги.
Наряду с Законом N 44-ФЗ и Законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" заключение контракта регулируют и ряд постановлений Правительства, которыми утверждены типовые договора на оказание данных услуг.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами..." (далее - Постановление N 1156).
В соответствии с Постановлением N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами должен определять объем принимаемых региональным оператором твердых коммунальных отходов, т.е. недопустимо проводить данную закупку с неопределенным объемом услуг. Стоимость услуг по договору определяется в пределах утвержденного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ). Также названным постановлением в типовом договоре определен расчетный период по договору (один календарный месяц) и периодичность оплаты оказанных услуг (до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга). В связи с этим в договоре целесообразно выделить отдельные этапы его исполнения. В силу п. 8.19 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), срок его действия устанавливается указанным договором, но не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (10 лет - п. 5 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности заключается в соответствии с типовым договором, утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 N 1363. Типовым договором предусмотрена выплата аванса за оказываемые услуги, поэтому данную информацию потребуется отразить и в реестре контрактов при размещении сведений о заключенном договоре (контракте). Также в договоре должны быть определены виды, масса, объем передаваемых отходов и иные условия передачи отходов (п. 2 типового договора).
Стоимость услуг по данному договору определяется исходя из предельных (максимальных) тарифов федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности (п. 5 ст. 14.4 Закона N 89-ФЗ).
Несмотря на то, что формы типовых договоров установлены Правительством РФ, они могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями, в т.ч. условиями, обязательными по Закону N 44-ФЗ. Правила ведения реестра контрактов, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60, дополняют содержание контракта обязательной информацией, которая в соответствии со ст. 99 Закона N 44-ФЗ будет подлежать контролю соответствующими органами. Так договор (контракт) должен содержать:
- идентификационный код закупки;
- указание на конкретный пункт части 1 ст. 93 Закона, в соответствии с которым осуществляется закупка;
- информацию об источнике финансирования;
- цену единицы услуги;
- срок исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта).
Заключение контракта
Заключить договор (контракт) согласно ч. 9 ст. 16 Закона N 44-ФЗ заказчик может не ранее чем через один день после внесения соответствующей информации (позиции) в план-график закупок.
Однако при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо учитывать и особенности его заключения, которые определяет Постановление N 1156.
В соответствии с п. 8.4 Правил обращения с ТКО основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которое доводится до потенциального потребителя всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте регионального оператора, а также в средствах массовой информации. На основании п. 8.17 Правил обращения с ТКО потребитель (заказчик) в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку с приложенными к ней необходимыми для заключения договора документами.
В случае если заказчик не направил региональному оператору заявку и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте.
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора (по форме Постановления N 1156) и подлежит оплате заказчиком в соответствии с его условиями по единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения договора расчетный период (п. 8.18 Правил обращения с ТКО).
Следует помнить, что согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены, и соответственно оплачены. Поскольку процедура заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и согласование его условий может занять значительное время, заказчику необходимо учитывать это при планировании данной закупки.
Т.к. извещение при проведении закупки на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не размещается, то договор (контракт) заключается без использования ЕИС. Данное обстоятельство определяет срок, в течение которого заказчик обязан внести в реестр контрактов сведения о заключении контракта. Согласно требованиям ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра контрактов (утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60) этот срок составляет пять рабочих дней с даты заключения контракта.
Случаи изменения условий контракта
Возможность изменения существенных условий контракта регламентирована ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Указанной статьей предусмотрено несколько оснований для изменения условий контракта:
1) изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на услуги (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Поскольку цена за единицу оказания услуги (тариф) подлежит государственному регулированию, то при принятии соответствующих нормативно-правовых актов об изменении тарифов, данное основание дает возможность Заказчику внести изменения в заключенный договор.
2) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Данное основание изменения существенных условий контракта позволяет Заказчику в случае необходимости изменять любое из существенных условий договора (контракта) - срок действия, тариф, цену контракта, либо одновременно несколько условий.
Указание в договоре на возможность изменения его существенных условий не обязательно, достаточно закрепления такого права заказчика в Законе N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах