Налог на сверхприбыль Смотрите в этом материале: - кто является плательщиком налога на сверхприбыль; - как исчислить налог на сверхприбыль; - в каком случае сумма налога может быть снижена; - в каких случаях налог на сверхприбыль не придется платить; Налог на сверхприбыль вводится на территории РФ с 01.01.2024 (ст. 1 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ). Данный налог является федеральным, т. е. порядок его исчисления и уплаты является единым на всей территории РФ, и относится к налогам разового характера, обязанность уплаты которых возникает не на постоянной (систематической) основе, а связана с определенными событиями. Средства от налога будут направлены на поддержку и развитие социальной сферы (информация Минфина России от 13.06.2023).
Кто является плательщиком налога на сверхприбыль?
Обязанность по уплате налога возложена только на организации: - российские, при условии, что они созданы не позднее 01.01.2021. При этом к российским организациям приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ, в порядке, установленном ст. 246.2 НК РФ; - иностранные, которые начали осуществлять свою деятельность на территории РФ через свои постоянные представительства не позднее 01.01.2021 (ч. 1 ст. 2 Закона N 414-ФЗ). Плательщиками налога признаются и организации - участники КГН (в т.ч. и ответственные), являвшиеся таковыми по состоянию на 31.12.2022, в состав которой в 2022 году не входили организации: - добывающие уголь и углеводородное сырье на участке недр, предоставленном им в пользование в соответствии с законодательством РФ; - имевшие по состоянию на 31.12.2022 свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и определявшие не менее чем в шести налоговых периодах по акцизам, приходящихся на 2022 год, величину К ДЕМП, отличную от нуля, при расчете вычета сумм акциза в соответствии с п. 27 ст. 200 НК РФ (ч.ч. 2, 3 ст. 2 Закона N 414-ФЗ).
Закон N 414-ФЗ содержит еще ряд исключений, когда организации не будут являться плательщиками налога на сверхприбыль. К ним относятся: - субъекты МСП, включенные в реестр по состоянию на 31.12.2022; - плательщики ЕСХН, являвшиеся таковыми с 01.01.2018 по 31.12.2022; - застройщики, реализующие проекты с привлечением средств граждан через эскроу-счета, которые в 2021 и 2022 гг. не выплачивали дивиденды; - кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства; - организации, которые в 2018 и 2019 годах не имели выручки от реализации; - организации, созданные после 01.01.2021, при условии, что новая организация не была создана в результате реорганизации из компаний, работавших до указанной даты; - производители СПГ, которые до 31.12.2022 отправили хотя бы одну партию СПГ на экспорт; - организации с прямым участием (не менее 75%) по состоянию на 31.12.2022 в компаниях, осуществляющих добычу углеводородного сырья и (или) нефтепереработку.
Как исчислить налог на сверхприбыль?
Объектом налогообложения налогом признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком (ст. 3 Закона N 414-ФЗ). Налоговая база - денежное выражение сверхприбыли (ч. 1 ст. 4 Закона N 414-ФЗ). Сверхприбыль определяется по формуле (ч. 2 ст. 3 Закона N 414-ФЗ): (Пр 2021 + Пр 2022)/2 - (Пр 2018 + Пр 2019)/2, где: Пр - величина прибыли за соответствующий год (с 2018 по 2022). ПримерПрибыль организации составила:
Величина сверхприбыли составит: 25 млрд рублей = (30 + 50)/2 - (10 + 20)/2. Ставка налога - 10% от размера сверхприбыли (ст. 5 Закона N 414-ФЗ).
Соответственно в бюджет необходимо уплатить: 2,5 млрд рублей = 25 млрд рублей х 10% В каком случае сумма налога может быть снижена?
Для организаций, у которых величина сверхприбыли превысила половину исчисленной прибыли за 2022 год, налоговая база признается равной половине прибыли за 2022 год при одновременном выполнении следующих условий (ч. 6 ст. 4 Закона N 414-ФЗ): 1) отношение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год к средней арифметической величине прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год оказалось ниже отношения средней арифметической величины показателей балансовой стоимости активов на конец 2021 и 2022 годов к средней арифметической величине аналогичных показателей за 2018 год и 2019 год; 2) организация не выплачивала дивиденды за 2021 и (или) 2022 гг. ПримерФинансовые показатели организации:
1. Рассчитываем величину сверхприбыли: 7 млрд рублей = (14 + 6)/2 - (2 + 4)/2. 7 млрд рублей > 3 млрд рублей (50% от 6 млрд рублей (прибыли, полученной в 2022 году). 2. Определяем соотношение прибыли и балансовой стоимости активов. - соотношение прибыли: 3,33 = (14 + 6)/2 : (2 + 4)/2; - соотношение балансовой стоимости активов: 4,8 = (400 + 560)/2 : (100+100)/2 3,33 < 4,8 Следовательно, если организация не выплачивала дивиденды, то налоговая база по сверхприбыли будет равна 3 млрд рублей (50% от 6 млрд рублей (прибыли, полученной в 2022 году). В каких случаях налог на сверхприбыль не придется платить?
Налоговая база принимается равной 0 в следующих случаях: 1) если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более средней арифметической величины прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год (ч. 3 ст. 4 Закона N 414-ФЗ). ПримерПрибыль организации составила:
(20 + 10)/2 < (40 + 30)/2. Следовательно, налоговая база в этом случае будет равна 0. 2) если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 миллиарда рублей (ч. 4 ст. 4 Закона N 414-ФЗ). ПримерПрибыль организации составила:
(0,8 + 0,5)/2 < 1 млрд рублей Сроки и порядок уплаты
Сумма налога рассчитывается плательщиком самостоятельно. Уплатить налог необходимо не позднее 28.01.2024 (ч. 1 ст. 7 Закона N 414-ФЗ). Указанный налог не входит в состав ЕНП и для его уплаты утвержден отдельный КБК: 182 1 01 03000 01 1000 110.
Налоговый вычет
Сумму налога можно уменьшить на налоговый вычет. Вычет определяется как сумма обеспечительного платежа по налогу, перечисленного в бюджет с 1 октября по 30 ноября 2023 года включительно, т. е. ранее установленного Законом N 414-ФЗ срока уплаты (ч. 3 ст. 6 Закона N 414-ФЗ). При этом размер налогового вычета не может превышать половину исчисленной суммы налога. Фактически при перечислении обеспечительного платежа в указанный выше срок сумму налога можно снизить в два раза до эффективной ставки 5% (информация Минфина России от 13.06.2023). ПримерСумма налога на сверхприбыль составила 4 млрд рублей. Организация приняла решение уплатить обеспечительный платеж в сумме 1 млрд рублей. В результате сумма налога, подлежащая уплате не позднее 28.01.2024 составит: 2 млрд рублей = (4 млрд рублей - 1 млрд рублей (обеспечительный платеж) - 1 млрд рублей (налоговый вычет)). Таким образом, в результате уплаты обеспечительного платежа в период с 1 октября по 30 ноября 2023 года, общий размер суммы налога сократится с 4 до 3 млрд рублей, т.е. на сумму налогового вычета. ВниманиеСумма уплаченного налога на сверхприбыль не включается в состав расходов, уменьшающих налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль (п. 4 ст. 270 НК РФ, ст. 2 Федерального закона от 04.08.2023 N 415-ФЗ). Налоговая декларация
В обязанность плательщиков налога на сверхприбыль включается не только уплата налога, но и представление налоговой декларации (ст. 8 Закона N 414-ФЗ), форма которой пока не утверждена (см. проект декларации, подготовленный ФНС 01.08.2023). От представления декларации освобождены организации, у которых налоговая база по налогу на сверхприбыль равна 0. Сдать декларацию необходимо не позднее 25.01.2024 в инспекцию по месту нахождения организации. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах