Ответственность за представление страхователем в СФР недостоверных сведений и документов или их сокрытие, повлекшие излишнюю выплату пособий Смотрите в этом материале: - ответственность, предусмотренная Законом N 255-ФЗ; Ответственность, предусмотренная Законом N 255-ФЗ
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, выступает: - представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения; - сокрытие сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, повлекшее излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения (письмо СФР от 21.02.2023 N 19-20/26411). К сокрытию сведений приравнивается их несвоевременное представление (решение АС Ростовской области от 09.11.2022 по делу N А53-21843/2022). Так, например, правонарушение образуют: - представление реестра на выплату пособия по нетрудоспособности работнику, находящемуся в отпуске за свой счет (решение АС Кемеровской области от 12.05.2023 по делу N А27-3107/2023); - несвоевременное представление сведений о выходе сотрудника из отпуска по уходу за ребенком (решение АС г.Москвы от 26.05.2023 по делу N А40-54114/2023); - фиктивное трудоустройство с целью получения пособия (постановление АС Уральского округа от 13.07.2023 N Ф09-3926/23, решение АС Пермского края от 09.08.2023 по делу N А50-10109/2023). При этом сами по себе недостоверные сведения не образуют объективную сторону правонарушения. Для ее возникновения необходимо, чтобы указанные сведения повлекли перерасход средств на выплату страхового обеспечения (постановление Восемнадцатого ААС от 21.08.2023 N 18АП-9915/23). ВниманиеСтатья 15.2 Закона N 255-ФЗ введена в действие с 01.01.2022 (Федеральный закон от 30.04.2021 N 126-ФЗ). Деяния, совершенные до указанной даты, не являлись правонарушениями на момент их совершения. Поэтому они не влекут наступление ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ (постановление Семнадцатого ААС от 10.03.2023 N 17АП-173/23). В случае своевременного направления страхователем ответа на запрос СФР (101 тип сообщения СЭДО) с некорректируемой страхователем суммой заработка, указанной в запросе СФР (100 тип сообщения СЭДО), основания для применения штрафных санкций в связи с представлением недостоверных сведений страхователем отсутствуют (письмо Минздрава Республики Татарстан от 13.04.2023 N 09-01/4931). Субъектами ответственности выступают юридические и физические лица, признаваемые страхователями в соответствии со ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ. Для привлечения страхователя к ответственности территориальному органу СФР необходимо установить наличие его вины в совершении правонарушения (ч. 4 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, п. 1 ст. 26.22, ст. 26.24 Закона N 125-ФЗ). Так, например, непредставление СФР сведений о наличии у сотрудника инвалидности по причине отсутствия у работодателя такой информации не влечет наступление ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.2 N 255-ФЗ (решение АС г.Москвы от 22.05.2023 по делу N А40-76889/2023). Штрафные санкции установлены в размере 20 % от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Закона N 255-ФЗ (ч. 4 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, п. 5 ст. 26.26 Закона N 125-ФЗ). Перечень смягчающих обстоятельств является открытым (ч. 4 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, п. 1 ст. 26.26Закона N 125-ФЗ). К числу обстоятельств, смягчающих ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 15.2 Закона N 255-ФЗ, территориальный орган СФР или суд, рассматривающий дело, могут отнести, в том числе отсутствие умысла и совершение правонарушения впервые (решение АС Свердловской области от 12.12.2022 по делу N А60-55623/2022).
Административная ответственность
Непредставление документов и (или) иных сведений, необходимых для назначения территориальным органом СФР застрахованному лицу соответствующего вида пособия, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде в территориальные органы СФР или их должностным лицам влечет наступление ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ (решение Ленинского райсуда г. Уфы Республики Башкортостан от 07.06.2023 по делу N 12-158/2023). Субъектами ответственности выступают должностные лица юридических лиц (ст. 2.4, ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). К индивидуальным предпринимателям административная ответственность не применяется (примечание к ст. 15.33 КоАП РФ). Санкция установлена в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
Уголовная ответственность
Представление СФР заведомо ложных и (или) недостоверных сведений о наличии обстоятельств, наступление которых является условием получения соответствующих пособий, а также умолчание о прекращении оснований для получения указанных пособий влечет наступление уголовной ответственности, предусмотренной ст. 159.2 УК РФ (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 N 48, определение Курского облсуда от 14.04.2022 по делу N 22-404/2022, приговор Боровского райсуда Калужской области от 17.02.2023 по делу N 1-7/2023). Так, например, фиктивное трудоустройство сотрудника с целью получения им пособий квалифицируется в качестве преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору. При этом действия должностного лица работодателя могут быть квалифицированы и в качестве преступления, совершенного лицом с использованием своего служебного положения (приговор Переволоцкого райсуда Оренбургской области от 07.09.2020 по делу N 1-15/2020). Санкции зависят от квалификации преступления и составляют:
При этом крупным размером признается превышение порога в 250 000 руб., а особо крупным - 1 млн руб. (п. 4 ст. 158 УК РФ). Кроме того, в судебной практике встречаются случаи привлечения виновных лиц к ответственности за мошенничество (ст. 159 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ) (см., например, определения ВС Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2022 по делу N 33-2186/2022, Курского облсуда от 14.04.2022 по делу N 22-404/2022).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах