Платные медицинские услуги. Что изменится с 1 сентября 2023 года?
Краткий обзор для пациентов и медорганизаций
август 2023 г.
С 1 сентября 2023 года вступают в действие новые Правила предоставления платных медицинских услуг.
Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Что учесть пациенту?
1. До заключения договора
С 1 сентября 2023 г. до сведения пациента должна быть доведена следующая информация:
- стандарты медпомощи и клинические рекомендации (при их наличии), с учетом и на основании которых оказываются медицинские услуги;
- сроки ожидания предоставления платных медицинских услуг;
- сроки ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, если медицинская организация участвует в ее реализации;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг. Для медицинской организации государственной (муниципальной) системы здравоохранения такой перечень устанавливается учредителем, для медицинской организации частной системы здравоохранения - руководителем;
- образцы договоров.
Информация размещается на сайте медицинской организации в сети "Интернет" (при его наличии), а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации в наглядной и доступной форме. В последнем случае информация должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации.
2. При заключении договора
Потребителю (заказчику) предоставляются в доступной форме следующие сведения:
- порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (при наличии), применяемые при предоставлении платных медицинских услуг,
- информация о возможности осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи;
- информация о медицинском работнике, отвечающем за предоставление соответствующей платной медицинской услуги (его профессиональном образовании и квалификации).
Исполнитель (медицинская организация) уведомляет потребителя о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, указав почтовый адрес или адрес электронной почты, на которые может быть направлено обращение (жалоба). В противном случае потребитель (заказчик) вправе направить обращение (жалобу) в любой форме и любым способом.
С 1 сентября 2023 года получение медицинской помощи возможно анонимно - без предоставления каких-либо документов, удостоверяющих личность. Информация о пациенте вносится в заключаемый договор с его слов.
3. Заключение договора дистанционным способом
Новые Правила предусматривают возможность заключения договора дистанционным способом. Перед заключением договора потребитель обязательно должен быть ознакомлен с информацией, перечень которой закреплен Правилами, путем размещения такой информации (ссылки на нее) на главной странице сайта медицинской организации. Идентификация потребителя осуществляется в том числе с помощью Единого портала Госуслуг.
Договор считается заключенным со дня получения согласия потребителя и частичной либо полной оплаты по договору. С этого же дня все условия договора остаются неизменными и не должны корректироваться исполнителем без согласия потребителя (заказчика).
В обязанности исполнителя входит представление потребителю подтверждения заключения договора.
Отказаться от договора, заключенного дистанционно, возможно тем же способом.
4. Оплата медицинских услуг
Потребитель (заказчик) обязан оплатить оказанную исполнителем медицинскую услугу (выполненную работу) в порядке и сроки, которые установлены договором.
Для подтверждения своих расходов потребитель вправе запросить у медицинской организации документы, подтверждающие его расходы по оплате медицинских услуг и приобретению лекарственных средств (в том числе, копию договора, кассовый чек, рецептурный бланк со штампом для налоговых органов и тд).
Что необходимо учесть медицинской организации?
1. Случаи предоставления платных медицинских услуг
Платные медицинские услуги могут быть предоставлены:
- с применением лекарств, не входящих в Перечень ЖНВЛП, если их назначение и применение не обусловлены жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также не закупаемых за счет бюджетных ассигнований,
- с применением медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не закупаемых за счет бюджетных ассигнований и не подлежащих оплате в рамках программы государственных гарантий бесплатной медпомощи и территориальной программы ОМС;
- с установлением индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медпомощи в стационаре при отсутствии медицинских показаний к установлению индивидуального поста;
- анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- иностранцам и лицам без гражданства (за исключением лиц, застрахованных по ОМС), и гражданам РФ, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по ОМС;
- при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, которые предусмотрены ст. 21 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ, а также за исключением оказания медицинской помощи в экстренной форме.
2. Возможности медицинской организации по предоставлению платных медицинских услуг
В Правилах определен порядок установления условий использования материально-технической базы и привлечения медицинских работников для оказания платных медицинских услуг: для государственных и муниципальных медицинских организаций эти условия будут устанавливаться учредителями, для частных - руководителями этих медицинских организаций.
Если медицинская организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель оказывают одновременно и бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС, и платные медицинские услуги, то они не вправе снижать объемы этих услуг и увеличивать для пациентов, получающих помощь в рамках ОМС, сроки их ожидания за счет приоритетного оказания помощи платным пациентам.
3. Информирование пациента о платных медицинских услугах
Увеличен объем информации, которую необходимо довести до потребителя перед заключением договора о предоставлении платных медицинских услуг.
С 1 сентября 2023 года к стандартам медицинской помощи, используемым при оказании платных медицинских услуг, добавятся клинические рекомендации, положение об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, а также обязательные для исполнения на всей территории РФ порядки оказания медицинской помощи, также утвержденные Минздравом.
4. После заключения договора о предоставлении платных медицинских услуг
В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель предупреждает об этом потребителя. Однако если ранее для предоставления дополнительных услуг было достаточно просто заручиться согласием пациента, то с 1 сентября 2023 г. потребуется в обязательном порядке либо оформить дополнительное соглашение к уже существующему договору, либо заключить новый договор.
5. Оплата медицинских услуг
По общему правилу, потребителю при оплате медицинских услуг выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (кассовый чек или бланк строгой отчетности). Однако теперь, если у медицинской организации отсутствует обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов, она вправе выдать пациенту иной документ, подтверждающий факт осуществления расчета.
В случае обращения потребителя медицинская организация выдает документы, подтверждающие фактические расходы потребителя (заказчика) на оказанные медицинские услуги и (или) приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения.
К ним относятся:
а) копия договора с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (в случае заключения);
б) справка об оплате медицинских услуг по установленной форме;
в) рецептурный бланк с проставленным штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика", заверенный подписью и личной печатью врача, печатью медицинской организации;
г) документы установленного образца, подтверждающие оплату лекарственных препаратов (кассовый чек, бланк строгой отчетности или иной документ, подтверждающий факт осуществления расчета).
Кроме того, в Правилах определен порядок возврата денежных средств потребителю в том случае, если оплата услуг осуществлялась путем перевода денежных средств на счет третьего лица. В этом случае при отказе от исполнения договора либо при оказании медицинских услуг (выполнении работ) ненадлежащего качества обязанность по возврату денежных средств возложена не на третье лицо, получившее деньги, а непосредственно на исполнителя медицинской услуги.
Елена Парасоцкая,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.