Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Ходякова Н.В., Сердюк Н.В., Грищенко Л.Л. Проектирование педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних на основе ситуационно-средового подхода
Н.В. Ходякова - доктор педагогических наук, доцент, Почетный сотрудник МВД России; Академия управления МВД России, Москва, Россия
Н.В. Сердюк - доктор педагогических наук, профессор, Почетный сотрудник МВД России; Академия управления МВД России, Москва, Россия
Л.Л. Грищенко - доктор юридических наук, профессор; Академия управления МВД России, Москва, Россия
В статье представлена принципиально новая модель (ориентировочная основа) деятельности педагогических субъектов по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, построенная на основе ситуационно-средового подхода в педагогическом проектировании. Девиантное поведение подростков авторы объясняют возникновением в жизнедеятельности несовершеннолетних ситуации дезадаптации во взаимодействии с образовательной средой, в качестве главной причины которой указывается деформация отношений личности к себе и своему социальному окружению (деструкция субъектной позиции). Моделирование деятельности по педагогической профилактике девиантного поведения несовершеннолетних осуществляется с опорой на методологические регулятивы ситуационно средового подхода, определяющего ведущей целью такой профилактики создание личностно-развивающей образовательной среды, ее содержанием - проектирование стимулов и возможностей личностного роста подростка (развития его субъектной позиции), а процессуально-ориентировочной основой - преодоление педагогическими субъектами рисков дезадаптации в ситуациях различного типа (восприятия, структурирования среды и идентификации с образовательной средой; свободного выбора компонентов среды, экспериментирования в среде и пробы своих сил; ценностно-смысловой ориентации, самопрезентации, диалога в среде; самоутверждения и самореализации в образовательной среде).
Ключевые слова: несовершеннолетний, девиантное поведение, педагогическая профилактика, образовательная среда, ситуация дезадаптации личности.
Khodyakova N.V., Serdyuk N.V., Grishchenko L.L. Design of pedagogical activities for the prevention of juvenile deviant behavior based on a situational and environmental approach
N.V. Khodyakova - Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Honorary Officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
N.V. Serdyuk - Doctor of Pedagogy, Professor, Honorary Officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
L.L. Grishchenko - Doctor of Law, Professor; Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
The article presents a fundamentally new model (indicative basis) of the activi-ties of pedagogical subjects in the prevention of deviant behavior of minors, built on the basis of a situational-environmental approach in pedagogical design. The authors explain the deviant behavior of adolescents by the occurrence in the vital activity of minors of a situation of maladaptation in interaction with the educational environment, the main reason for which is the deformation of the relationship of personality to oneself and one's social environment (destruction of the subject position). Modeling of activities on pedagogical prevention of juvenile deviant behavior is carried out on the basis of methodological regulations of the situational environmental approach, which determines the creation of a personal-developing educational environment for the leading purpose of such prevention, its content is the design of incentives and opportunities for personal growth of a teenager (development of its subject position), and procedural and indicative basis - overcoming by pedagogical subjects the risks of maladaptation in situations of various types (perception, structuring of the environment and identification with an educational environment; free selection of medium components, experimentation in medium and test of its forces; value-meaning orientation, self-presentation, dialogue in the environment; self-affirmation and self-realization in an educational environment).
Keywords: minor, deviant behavior, pedagogical prevention, educational environment, personality mal-adaptation situation.
Научно-практический журнал "Вестник Уфимского юридического института МВД России"
Учредитель и издатель - ФГКОУ ВО УЮИ МВД России. Издается с июня 1998 года.
Журнал публикует результаты научных исследований, по своему содержанию отражающие современные проблемы права и государства, их исторический аспект, актуальные вопросы юриспруденции, правоохранительной деятельности, развития и совершенствования высшего юридического образования, методики обучения и воспитания в ведомственных вузах системы МВД России, о связи юридической науки и практики, а также обзоры и комментарии законодательства, очерки и материалы по филологическим и педагогическим наукам.
Журнал зарегистрирован в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о перерегистрации средства массовой информации ПИ N ФС 77-75866 от 24 мая 2019 г.
Периодичность издания: 4 раза в год.
На основании разрешения правообладателя (учредителя и издателя) журнал доступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": представлены материалы выпусков, посвящённые вопросам права, включая финансовое и налоговое, бухгалтерского учёта и аудита.