Вправе ли медицинская организация вернуть пациенту часть денежных средств за неоказанные услуги в случае отказа пациента предъявить оригинал кассового чека?
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, которые оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров. На оказание гражданам платных медицинских услуг распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I).
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 (далее - Правила).
В соответствии с п. 23 Правил потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)) (п. 24 Правил).
При этом, как следует из смысла ст. 32 Закона N 2300-I, потребитель (заказчик) вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Законодательство не ставит право заказчика на возврат уплаченной цены договора в зависимость от представления им исполнителю документов, подтверждающих факт заключения договора и осуществления оплаты (в частности, экземпляра договора и кассового чека). Поэтому в тех случаях, когда исполнитель не оспаривает сам факт заключения договора, получения оплаты по нему и того, что предусмотренные договором услуги действительно не были оказаны, у него отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении соответствующего требования заказчика, даже если последний не представил в его обоснование названные документы или какие-либо иные письменные доказательства.
Обращаем внимание, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений, правоприменительной и судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Медицинское учреждение (далее - больница) получило предварительную оплату наличными за платные медицинские услуги, однако по объективным причинам их не оказало. Услуги НДС не облагаются, выручка не была начислена. Клиент обратился за возвратом денежных средств, однако, как выяснилось, потерял кассовый чек. У больницы имеется договор с клиентом и копия кассового чека из фискального накопителя кассового аппарата, однако в копии чека отсутствует фамилия плательщика. Возможно ли сделать возврат наличных денег клиенту без последствий в виде санкций за нарушение кассовой дисциплины? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Ответ прошел контроль качества
25 апреля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"