Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Белодед Д.Р., Енгалычев В.Ф., Корзунин В.А., Духновский С.В. Психологическая модель выявления потенциальных скулшутеров в цифровой образовательной среде
Д.Р. Белодед - судебный эксперт-психолог, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
В.Ф. Енгалычев - доктор психологических наук, профессор, руководитель Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистики, профессор кафедры общей и социальной психологии, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
В.А. Корзунин - доктор психологических наук, профессор, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова
С.В. Духновский - доктор психологических наук, профессор, профессор Высшей психолого-педагогической школы Гуманитарного института, Югорский государственный университет
Введение. Вооруженное нападение на обучающихся и педагогических работников образовательных организаций в последние годы становится острой социальной проблемой. Противодействие массовым убийствам требует разработки системы психологического мониторинга, позволяющей собирать, обобщать и оценивать наличие факторов риска. Ее отсутствие обусловлено необходимостью решения теоретических и методологических задач, обеспечивающих изучение поведенческих, психологических, социальных предпосылок скулшутинга. Целью исследования выступает разработка концептуальных оснований и теоретической модели программы, позволяющей выявлять лиц, обладающих сходными со скулшутерами психологическими, социальными, поведенческими и иными признаками. Материалы, результаты и обсуждение. Рассмотрены основные подходы к созданию программы определения лиц с потенциально опасными тенденциями. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований описаны внешние (социальные) и внутренние (индивидуально-психологические) характеристики личности скулшутера. Сформулированы принципиальная модель поиска представителей группы риска и методика оценки риска реализации опасного поведения. Определена роль искусственной нейронной сети в выявлении, анализе и оценке признаков риска. Представлены поведенческие, психологические и социальные индикаторы отнесения лиц к группе риска. Предложен алгоритм действий педагогических работников в отношении обучающихся, склонных к организации вооруженного нападения на образовательную организацию. Выводы. Предложенная модель программы основывается на существующих представлениях о предпосылках вооруженных нападений на образовательные организации и требует дальнейшей верификации и валидизации. Вместе с тем ее разработка обогащает существующие методы противодействия массовым убийствам обучающихся и педагогических работников.
Ключевые слова: скулшутинг, колумбайн, психологическая безопасность, цифровизация, массовые убийства, информационно-психологическая безопасность, компьютерные технологии
Beloded D.R., Engalychev V.F., Korzunin V.А., Dukhnovsky S.V. Psychological Model for Revealing Potential School Shooters in a Digital Educational Environment
D.R. Beloded - forensic psychologist, K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University
V.F. Engalychev - Doctor of Science in Psychology, Professor, Head of the Research Center of Forensic Expertise and Criminalistics, Professor at the chair of General and Social Psychology, K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University
V.A. Korzunin - Doctor of Science in Psychology, Professor, S.M. Kirov Military Medical Academy
S.V. Dukhnovsky - Doctor of Science in Psychology, Professor, Professor of the Higher School of Psychology and Education of Humanitarian Institute, Yugra State University
Introduction. Armed attacks on students and pedagogical workers of educational organizations have become an acute social problem in recent years. Counteraction to mass murder demands development of a system of psychological monitoring, which makes it possible to collect, summarize and evaluate the presence of risk factors. Its absence determines the necessity of solving theoretical and methodological problems, which provide the study of behavioral, psychological, social prerequisites of school shooting. The aim of the research is to develop conceptual foundations and a theoretical model of the program to reveal persons at risk who have psychological, social, behavioral and other features similar to those of school shooters. Materials, Results and Discussion. The main approaches to creating a program to reveal individuals with potentially dangerous tendencies were reviewed. Based on the analysis of domestic and foreign studies external (social) and internal (individual-psychological) characteristics of the school shooter are described. The authors formulate the principle model of risk group search and the method of risk assessment of dangerous behavior implementation. The role of artificial neural network in revealing, analyzing and estimating the signs of risk is defined. The paper presents behavioral, psychological and social indicators assigning individuals to a risk group. An algorithm of actions of the teaching staff with regard to the students inclined to organizing an armed attack on educational organization is offered. Conclusions. The proposed program model is based upon the existing understanding of the prerequisites for armed attacks on educational institutions, and requires further verification and validation. At the same time, its development enriches the existing methods of counteracting mass murders of students and pedagogical personnel.
Keywords: school shooting, columbine, psychological security, digitalization, mass murders, information and psychological security, computer technologies
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru