• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Основания для психофизиологических исследований кандидатов на службу в органы внутренних дел с применением полиграфа (О.В. Арефьева, И.В. Гайдамашко, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 27, N 4 (91), октябрь-декабрь 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Арефьева О.В., Гайдамашко И.В. Основания для психофизиологических исследований кандидатов на службу в органы внутренних дел с применением полиграфа

 

О.В. Арефьева - адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами; Академия управления МВД России

 

И.В. Гайдамашко - доктор психологических наук, профессор, и.о. ректора; Сочинский государственный университет

 

Введение. Представлено описание зарубежных и отечественных теорий проведения специального психофизиологического исследования с применением полиграфа, пытающихся дать научное обоснование зависимости физиологических реакций, возникающих у тестируемого на полиграфе, от предъявления стимула, содержащего важную информацию, которую испытуемый пытается скрыть. Цель - анализ и выявление основных теоретических подходов к специальному психофизиологическому исследованию с применением полиграфа.

Результаты и обсуждение. Несмотря на существование более двух десятков теорий, ни одна из них не является общепринятой, что свидетельствует о сложности происходящего процесса во время тестирования на полиграфе, выражающегося в возникновении психофизиологической реакции тестируемого на предъявление ему значимого стимула. Авторы более ранних научных воззрений принимали за основу какое-то одно психическое явление или свойство нервной системы. Такой подход находил отражение в однокомпонентных теориях полиграфа. Мультикомпонентные теории, в отличие от однокомпонентных, объясняют психофизиологический феномен, принимая за основу комплекс психических функций либо несколько сфер личности одновременно. Данный подход наиболее объективен, так как от момента предъявления значимого стимула до возникновения физиологических реакций, регистрируемых полиграфом, в работу включаются многочисленные психические процессы испытуемого. Физиологические реакции в ответ на релевантный стимул при проведении специального психофизиологического исследования с применением полиграфа можно объяснить и интерпретировать с учетом интеграции научных теорий, позволяющих учитывать работу комплекса психических функций и сфер личности.

Выводы. Объективным и перспективным, учитывающим многочисленные составляющие сложного психофизиологического феномена является подход, выражающийся в мультикомпонентных теориях. Сочетание и интегрирование теорий предоставляют еще большие перспективы к объяснению психофизиологических реакций, возникающих в ответ на предъявление значимого стимула.

 

Ключевые слова: полиграф; теория полиграфа; мультикомпонентные теории; специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа; значимые стимулы; визуальные стимулы

 

Arefieva О.V., Gaidamashko I.V. Grounds for Using Psychophysiological Polygraph Examination of Applicants for Law Enforcement Service

 

О.V. Arefieva - post-graduate student at the chair of Psychology, Pedagogy and Organization of work with Personnel of the Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs, Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs

 

I.V. Gaidamashko - Doctor of Sciences (in Psychology), Professor, Acting Rector, Sochi State University

 

Introduction. The paper comprises the description of foreign and domestic theories devoted to special psychophysiological examination via polygraph, which attempt to provide scientific proof of dependence of physiological reactions of the examinee under polygraph examination on the suggested stimulus containing important information the examinee is trying to conceal. The purpose is to analyze and synthesize the problems of scientific theoretical approaches of the special psychophysiological examination via polygraph.

Results and Discussion. Despite the existence of more than two dozen theories, none of them is generally accepted, which indicates the complexity of the ongoing process during polygraph testing, which is expressed in the occurrence of a psychophysiological reaction of the examinee to the suggested stimulus significant to him. The authors of earlier scientific views took as a basis one mental phenomenon or property of the nervous system. This approach was reflected in one-component theories of the polygraph. Multi-component theories, in contrast to single-component ones, explain the psychophysiological phenomenon, taking as a basis a complex of mental functions or several spheres of the personality simultaneously. This approach is the most objective one, since from the moment a significant stimulus is presented to the occurring of physiological reactions recorded by a polygraph, numerous mental processes of the subject are working. Physiological reactions in response to a relevant stimulus during a special psychophysiological examination via polygraph can be explained and interpreted with regard to the integration of scientific theories that allow taking into account the work of a complex of mental functions and personality spheres.

Conclusions. The approach expressed in multicomponent theories is objective and promising and takes into account the numerous components of a complex psychophysiological phenomenon. The combination and integration of theories provide even greater prospects for explaining the psychophysiological reactions that arise in response to the suggested significant stimulus.

 

Keywords: polygraph; theory of polygraph; multi-component theories; special psychophysiological examination with a polygraph; significant stimuli; visual stimuli

 

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru