Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Касымова Г.К., Валеева Г.В., Сетяева Н.Н., Арпентьева М.Р. Социально-психологические проблемы развития субъектов цифрового образования
Г.К. Касымова - доктор философии (в области педагогики и психологии), преподаватель; Институт металлургии и обогащения Сатбаевского университета, Институт педагогики и психологии Казахского национального педагогического университета им. Абая, Высшая школа Государственного университета Джакарты
Г.В. Валеева - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин; Высшая школа физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Н.Н. Сетяева - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физического воспитания; Сургутский государственный педагогический университет
М.Р. Арпентьева - доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания, академик Международной академии образования; Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие"
Введение. Проблемы цифрового образования следует изучать в ракурсе его социально-психологических процессов и эффектов, влияния на становление и развитие учеников и педагогов как субъектов. Цель - анализ социально-психологических проблем развития субъектов цифрового образования. Метод исследования - теоретический анализ проблем развития цифрового образования и его субъектов на примере использования систем искусственного интеллекта (смарт-технологий) в образовании. Материалы, результаты и обсуждение. Смарт-технологии предъявляют серьезные требования к культуре, и искусственный интеллект не является субъектом воспитания: он транслирует цели, ценности и модели поведения, которые предложены ему заказчиками и разработчиками. Эти цели могут служить как развитию субъектности, так и десубъективизации участников и стейкхолдеров образования. Поэтому смарт-технологии в образовании предъявляют серьезные требования к общечеловеческой и цифровой культуре и компетенции педагогов и учеников. При отсутствии культуры использования технологии искусственного интеллекта деформируют отношения человека с собой и миром, приводя к десубъективизации. Выводы. Центральными моментами продуктивного и эффективного образования, активно использующего цифровые технологии, позволяющего развивать субъектность его участников, выступают: а) формирование и развитие цифровой культуры; б) обращенность образования к формированию и развитию человека как субъекта. Эффективное смарт-образование должно быть ориентировано на формирование и развитие субъектности, цифровой культуры разработчиков, организаторов и пользователей смарт-технологий, осмысление места смарт-технологий в образовании разных ступеней и типов, а также повышение прозрачности и иных характеристик процессов и результатов их использования.
Ключевые слова: системы искусственного интеллекта; цифровое обучение; цифровые средства обучения; цифровая культура; смарт-образование; субъектность
Kassymova G.K., Valeeva G.V., Setyaeva N.N., Arpentieva М.R. Socio-Psychological Problems of Development of Subjects of Digital Education
G.K. Kassymova - Doctor of Philosophy (in Pedagogy and Psychology), lecturer; the Institute of Metallurgy and Ore Beneficiation, Satbayev University, Institute of Pedagogy and Psychology of Abai Kazakh National Pedagogical University, Higher School of State University of Jakarta
G.V. Valeeva - Candidate of Sciences (in Psychology), Associate-Professor (rank), associate-professor at the chair of Life Safety and Biomedical Disciplines; Higher School of Physical Culture and Sport of South Ural State Humanitarian Pedagogical University
N.N. Setyaeva - Candidate of Sciences (in Pedagogy), Associate-Professor (rank), associate-professor at the chair of Theory and Methods of Physical Education; Surgut State Pedagogical University
М.R. Arpentieva - Doctor of Sciences (in Psychology), Associate-Professor (rank), corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences, Academician of the International Academy of Education; Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Support "Assistance"
Introduction. The problem of digital education should be considered with regard to its socio-psychological processes and effects, influence on formation and development of students and teachers as subjects. The purpose of the research is to analyze social and psychological problems of development of subjects of digital education. The method employed includes the analysis of problems of development of digital education and its subjects based on the example of using the systems of artificial intelligence (smart technologies) in education. Materials, Results and Discussion. Smart technologies set serious requirements to the culture, while artificial intelligence, not being the subject of upbringing, transmits the objectives, values and behavior patterns which are suggested to it by customers and developers. These objectives may serve both as to the development of subjectiveness and desubjectivation of participants and stakeholders of education. Therefore, smart technologies in education set serious requirements to the universal and digital culture and competence of teachers and students. Without a culture of using artificial intelligence technologies, the latter deform a person's relationship with himself and the world, leading to desubjectivation. Conclusions. The central points of productive and effective education, actively using digital technologies, allowing the development of the subjectiveness of its participants, are: a) the formation and development of a digital culture; b) the focus of education on the formation and development of a person as a subject. Effective smart education should be focused on the formation and development of subjectiveness, digital culture of developers, organizers and users of smart technologies, understanding the place of smart technologies in education at different levels and types, as well as increasing transparency and other characteristics of processes and results of their use.
Keywords: systems of artificial intelligence; digital education; digital means of education; digital culture; smart education; subjectiveness
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru