Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Булгаков В.В. Организация профессионально-педагогической подготовки курсантов вузов МЧС
В.В. Булгаков - кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника - начальник института профессиональной подготовки; Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Введение. Подготовка курсантов в образовательных организациях МЧС России направлена на формирование знаний, практических умений и навыков в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ. Выпускник вуза, назначаемый на должность начальника караула, решает широкий круг служебно-профессиональных задач, одна из которых - организация и непосредственное ведение теоретических и практических учебных занятий с подчиненным личным составом в области профессиональной деятельности, связанной с тушением пожаров и проведением аварийно-спасательных работ. Уровень подготовки личного состава караула непосредственно влияет на эффективность тушения пожаров и спасение людей. Исследование образовательного процесса, реализуемого в вузах силового блока, включая вузы МЧС, выявило недостаточность внимания к профессионально-педагогической подготовке курсантов, в том числе будущих офицеров пожарной охраны. Актуальность работы заключается в разработке модели педагогической подготовки курсантов МЧС, реализуемой посредством рассредоточенной профессионально-педагогической практики. Материалы и методы. Для формирования концепции и модели организации и реализации профессионально-педагогической подготовки проведен обзор литературных источников, изучен опыт организации служебно-профессиональной подготовки в практических пожарно-спасательных подразделениях, а также вопросы подготовки курсантов в вузах силового блока и МЧС в области педагогической деятельности. Результаты и обсуждение. Определены и предложены этапы прохождения практики и педагогические задачи, которые направлены на формирование теоретических знаний с учетом тематики реализуемых дисциплин основной образовательной программы по специальности "Пожарная безопасность", рассматривающих вопросы педагогики, а также практические умения и навыки организации и ведения учебного процесса в пожарно-спасательных подразделениях. Представлен порядок организации педагогической практики, ее прохождение с третьего по пятый год обучения и контроль результатов. Выводы. Внедрение в учебный процесс вузов МЧС предложенной модели профессионально-педагогической подготовки не только позволит повысить уровень педагогических компетенций выпускников, но и будет способствовать росту качества образовательного процесса как непосредственно в вузе, так и в практических пожарно-спасательных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая подготовка; педагогические компетенции; педагогическая практика; готовность выпускников МЧС
Bulgakov V.V. Organization of Cadets' Professional Pedagogical Training in Higher Educational Institutions of the Ministry of Emergency Situations
V.V. Bulgakov - Candidate of Technical Sciences, Associate-Professor (rank), Deputy-Chief, Chief of the Institute of Professional Training; the Ivanovo Fire and Rescue Academy ofthe State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Ivanovo
Introduction. The cadets' training at educational organizations of the Russian Ministry of Emergency Situations is aimed at the formation of knowledge, practical skills and abilities in the field of fire extinguishing and rescue service. The institute graduate appointed the chief of the fire watch guard solves a wide range of professional service tasks; one of them is to organize and conduct theoretical and practical lessons for subordinate personnel concerning the professional activity related to fire extinguishing and rescue works. The level of training of the staff engaged in the fire watch guard immediately influences the effectiveness of fire extinguishing and rescuing people. The study of the educational process implemented in the universities of the security, defence and law enforcement ministries, including institutions of the Ministry of Emergency Situations, revealed insufficient attention paid to the professional and pedagogical training of cadets, including future fire watch guard officers. The research is relevant due to the development of the model of pedagogical training of cadets of the Ministry of Emergency Situations implemented through dispersed professional pedagogical practice. Materials and Methods. To form the conception and model of organization and implementation of professional and pedagogical training the author reviewed the literature, studied the experience of organization of professional service training in the fire rescue units as well as the issues of training cadets of universities of security, defence and law enforcement ministries and the Ministry of Emergency Situations in the sphere of pedagogical activity. Results and Discussion. The author identifies and suggests the stages of practice and pedagogical tasks aimed at formation of theoretical knowledge with regard to the themes of the disciplines under study, constituting the main educational programme of the specialty "Fire Security", and exploring pedagogical issues, and practical skills and abilities of organization and conducting the learning process in fire rescue units. The paper comprises the routine organization of pedagogical practice, its continuation from the third to the fifth year of studies and control of the results. Conclusions. The introduction of the proposed model of professional and pedagogical training into the educational process of the universities of the Ministry of Emergency Situations will not only increase the level of pedagogical competencies of graduates, but will also contribute to the higher quality of the educational process both directly at the university and in the practical fire and rescue units of the State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations.
Keywords: professional and pedagogical training; pedagogical competencies; pedagogical practice; proficiency of graduates of the Ministry of Emergency Situations
Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"
Psychopedagogy in Law Enforcement
Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).
Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.
Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".
См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru