• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Оценка стрессовой реакции детей и родителей на сообщения об акте терроризма (И.В. Васильева, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 27, N 4 (91), октябрь-декабрь 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Васильева И.В. Оценка стрессовой реакции детей и родителей на сообщения об акте терроризма

 

И.В. Васильева - доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, профессор кафедры философии, иностранных языков, гуманитарной подготовки сотрудников, Тюменский государственный университет, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

 

Введение. Стабильность и благополучие общества определяются психологическим состоянием, связанным с возможностью его членов чувствовать себя в безопасности. Потребность в безопасности была фрустрирована у жителей многих городов России в декабре 2021 - январе 2022 гг. из-за ложных сообщений об актах терроризма в отношении объектов социальной инфраструктуры - общеобразовательных учреждений. Целью исследования является оценка стрессовой реакции детей и родителей после ложных сообщений об акте терроризма в школах на примере г. Тюмени. Материалы и методы. В ходе исследования проведены опрос и анкетирование родителей детей, обучавшихся в школах и непосредственно участвовавших в эвакуациях в период с декабря 2021 г. по январь 2022 г. В конце января 2022 г. посредством анонимного опроса в Google-формах были получены данные от 37 родителей относительно их детей (52 ребенка в целом по выборке). Для оценки психологического состояния родителей использовался психосемантический подход. Сбор данных проводился методом свободных ассоциаций на стимул "сообщения об эвакуации в школах". Было получено семантическое поле из 289 слов. Эти ассоциации были классифицированы по семантическим группам. Для оценки психологического состояния детей использовалась Родительская анкета для оценки травматических переживаний детей Н.В. Тарабриной. Результаты и обсуждение. Выявлено шесть укрупненных смысловых категорий, связанных с психологической реакцией на сообщения об эвакуации в школах города. Эти смысловые категории описывают образ угрожающей ситуации, эмоциональную и информационную оценку ситуации, физическую реакцию на ситуацию, степень предсказуемости появления такой ситуации, копинги. У детей обнаружены некоторые симптомы травматического стресса: симптомы вторжения и физиологической возбудимости. Выводы. Дети и родители реагируют на сообщения об эвакуации из школ в логике разворачивания острого стресса на травматическую ситуацию; демонстрируют преимущественно симптомы вторжения и физиологической возбудимости. Родители проявляют эмоциональную реакцию в гипостенической форме, но при этом активно используют конструктивные копинги.

 

Ключевые слова: учащиеся школ; родители; стрессовая реакция; ложное сообщение об акте терроризма

 

Vasilieva I.V. Assessment of Children's and Parents' Stress Response to Reports about an Act of Terrorism

 

I.V. Vasilieva - Doctor of Sciences (in Psychology), head of the chair of General and Social Psychology, Professor at the chair of Philosophy, Foreign Languages, Officers' Humanitarian training, Tyumen State University, Tyumen Advanced Training Institute ofthe Russian Ministry of Internal Affairs

 

Introduction. Stability and welfare of the society are determined by the psychological state connected with its participants' possibility to feel safe. From December 2021 to January 2022 the need for security was frustrated among citizens of many cities in Russia due to false reporting of terrorist acts against objects of the social infrastructure - educational institutions. The aim of the study is to assess the stress response of children and parents after false reporting of acts of terrorism in schools using the example of Tyumen. Materials and Methods. The research included a survey and questioning of parents of children who were studying in schools and involved in evacuation from December 2021 to January 2022. At the end of January 2022, the data was obtained from 37 parents regarding their children through an anonymous survey in Google forms (52 children in the whole sample). To assess the psychological state of the parents, a psychosemantic approach was used. Data collection was carried out through the method of free associations for the stimulus "information about evacuation in schools". A semantic field of 289 words was obtained. These associations were classified into semantic groups. To assess the psychological state of children, the N. V. Tarabrina's parental questionnaire was used to assess the traumatic experiences of children. Results and Discussion. Six enlarged semantic categories associated with the psychological reaction to reports of evacuations in the city's schools have been identified. These semantic categories describe the image of a threatening situation, the emotional and informational assessment of the situation, the physical reaction to the situation, the degree of predictability of arising of such a situation, coping strategies. Some symptoms of traumatic stress have been found in the children: symptoms of intrusion and physiological excitability. Conclusions. Children and parents react to information on evacuation from schools in the logics of unfolding acute stress on a traumatic situation; show predominantly symptoms of intrusion and physiological excitability. Parents show an emotional reaction in a hyposthenic form, but at the same time they actively use constructive coping strategies.

 

Keywords: school students; parents; stress response; false reporting of a terrorist act

 

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru