Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Креативность профессионального мышления современного преподавателя вуза (М.А. Ларионова, С.В. Духновский, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 27, N 3 (90), июль-сентябрь 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Ларионова М.А., Духновский С.В. Креативность профессионального мышления современного преподавателя вуза

 

М.А. Ларионова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент Высшей психолого-педагогической школы Гуманитарного института; Югорский государственный университет

 

С.В. Духновский - доктор психологических наук, профессор, профессор Высшей психолого-педагогической школы Гуманитарного института; Югорский государственный университет

 

Введение. Изменение темпа и качества развития современного высшего образования оказывает существенное влияние на профессионально-личностные характеристики преподавателя вуза как значимого субъекта образовательной системы, в том числе на креативность (абнотивность) его профессионального мышления. При повышении требований к полипрофессионализму современного преподавателя необходимо его постоянное движение в саморазвитии. Это возможно только при мотивационной составляющей данного процесса, когда педагог испытывает внутреннюю потребность в этом, а не просто вынуждается системой к профессиональному росту и развитию новых профессиональных компетенций. Цель - определить уровень креативности профессионального мышления современного преподавателя вуза. Материалы и методы. Выборку составили 48 преподавателей Омского государственного медицинского университета и Югорского государственного университета. Использованы теоретический анализ, тестирование, качественный и количественный анализ эмпирических данных. Тестирование осуществлялось с помощью Методики на определение уровня абнотивности для экспресс-диагностики профессионализма. Результаты и обсуждение. Противоречие обнаруживается в том, что современный преподаватель не испытывает удовлетворенности от преподавательской деятельности. Вследствие этого зафиксирован и сравнительно невысокий уровень креативности (абнотивности) мышления в изучаемой выборке. Это позволяет предположить, что необходима организация качественно и содержательно нового психолого-педагогического сопровождения самого преподавателя, поскольку как значимый субъект профессионального взаимодействия с обучающимися он определяет и картину их профессионального развития, в том числе профессионального мышления. Выводы. Проведение рефлексивных семинаров по акмеологической технологии снизит риски стагнации профессионального развития преподавателя, повысит качество профессионально- педагогического общения с обучающимися с учетом смешанного формата современного образования, который стал сегодня уже нормой в высшей школе.

 

Ключевые слова: профессионализм преподавателя; креативность профессионального мышления; психолого-педагогическое сопровождение

 

Larionova M.A., Dukhnovsky S.V. Creativity of Professional Thinking of a Modern University Teacher

 

M.A. Larionova - Candidate of Sciences (in Pedagogy), Associate-Professor, Associate-Professor of the Higher Psychological and Pedagogical School, Institute of Humanities; Yugra State University

 

S.V. Dukhnovsky - Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Higher Psychological and Pedagogical School, Institute of Humanities; Yugra State University

 

Introduction. The change in the pace and quality of the development of modern higher education has a significant impact on the professional and personal characteristics of a university teacher as a significant subject of the educational system, including creativity (abnotivity) of the professional thinking of a university teacher. With increasing requirements for polyprofessionalism of a modern teacher, his constant movement in self-development is necessary. This is possible only with the motivational component of this process, when the teacher experiences an internal need for this, and is not simply forced by the system to grow professionally and develop new professional competencies. The purpose is to determine the level of creative professional thinking of a modern university teacher. Materials and Methods. The survey covered forty-eight teachers from Omsk State Medical University and Yugra State University. The authors used theoretical analysis, tests, qualitative and quantitative analysis of empirical data. Testing was performed via method of determining the level of abnotivity for express-diagnostics of professionalism. Results and Discussion. The contradiction is found in the fact that a modern teacher is not satisfied with teaching activities. Due to this, a relatively low level of abnotivity (creativity) of thinking was recorded in the study sample. This implies the necessity of organizing a qualitatively- and content-new psychological and pedagogical maintenance for the teacher himself. Since, as a significant subject of professional interaction with students, the teacher also determines their professional development, including professional thinking. Conclusions. Conducting reflexive seminars on acmeological technology will reduce the risks of stagnation in the professional development of a teacher, improve the quality of professional and pedagogical communication with students, taking into account the mixed format of modern education, which has become the norm in higher education today.

 

Keywords: teacher's professionalism; creativity of professional thinking; psychological and pedagogical maintenance

 

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru