Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Мацкевич И.М. Вопросы юридического образования и науки (на примере криминологии)
И.М. Мацкевич - ректор Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования
В статье рассматриваются проблемные вопросы развития российского юридического образования и науки на примере криминологии. Акцент сделан на то, что причины преступности являются междисциплинарными понятиями, что выводит на совершенно новые подходы к восприятию понимания борьбы с этим негативным явлением. Повышенное внимание уделено анализу научных и учебных работ, посвященных исследованию основных направлений развития криминологии, структурных элементов, входящих в предмет данной юридической дисциплины. Освещаются особенности современного развития криминологии, где обращается внимание на исследования, проведенные за последнее двадцатилетие.
Цель настоящего исследования - рассмотреть историю криминологии как учебной дисциплины и на этом примере проанализировать вопросы, связанные с общими подходами к современному российскому юридическому образованию.
Задачи исследования: проанализировать результаты научных исследований, ранее проводимых в рамках поднимаемой проблематики; определить перспективы дальнейшего развития отечественного юридического образования на примере криминологии.
Методологическая основа исследования: диалектический метод познания, общенаучные методы анализа и синтеза, абстрагирования, специально-юридические методы.
В результате проведенного исследования указано на необходимость критического анализа существующих подходов к учебным программам и учебникам по юриспруденции. Сделан вывод о том, что поспешное восприятие моделей образования, принятых в других странах, не приводит к улучшению качества отечественного образования. Успех в данном направлении может быть достигнут в случае принятия вместе с моделью образования всех других сопутствующих условий, при которых эта модель действует, включая образ жизни в соответствующем государстве и образ мышления учеников и студентов в этом обществе (их приоритеты, цели и жизненные установки).
Ключевые слова: криминология, образование, учебник, ученик, школьник, методология, причины, противоречия, социум, образовательная среда
Matskevich I.M. Issues of Legal Education and Science (on the Example of Criminology)
I.M. Matskevich - Dr. Sci. (Law), Prof., Honored Scientist of the Russian Federation, Rector, University of Prosecutor's Office of the Russian Federation
The article discusses the problematic issues of the development of Russian legal education and science on the example of criminology. The emphasis in the study is on the fact that the causes of crime are interdisciplinary concepts, and this implies a new perception of the understanding of the fight against this negative phenomenon. Special attention is paid to the analysis of scientific and educational works devoted to the study of the main directions of criminology development, structural elements included in the subject of this legal discipline. The features of the modern development of criminology are highlighted with an emphasis on research conducted in the last twenty years.
The purpose of the study is to examine the history of criminology as an academic discipline and, using this example, to analyze issues related to general approaches to modern Russian legal education.
Research objectives: to analyze the results of scientific research previously conducted within the framework of the raised issues; to determine the prospects for further development of domestic legal education on the example of criminology.
Methodological basis of the research: dialectical method of cognition, general scientific methods of analysis and synthesis, abstraction, special legal methods.
As a result of the conducted research, it is indicated that there is a need for a critical analysis of existing approaches to curricula and textbooks on jurisprudence. It is concluded that the hasty perception of education models adopted in other countries does not lead to an improvement in the quality of domestic education. Success in this direction can be achieved if, together with the education model, all other concomitant conditions under which this model operates are accepted, including the lifestyle in the relevant state and the way of thinking of students and students in this society (their priorities, goals and life attitudes).
Keywords: criminology, education, textbook, student, schoolboy, methodology, causes, contradictions, society, educational environment
Вопросы юридического образования и науки (на примере криминологии)
Автор
И.М. Мацкевич - ректор Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования
"Журнал российского права", 2023, N 5