• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Ресурсы и антиресурсы защитно-совладающего поведения курсантов-первокурсников (Е.В. Лапкина, Г.Ф. Тулитбаева, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 27, N 2 (89), апрель-июнь 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Лапкина Е.В., Тулитбаева Г.Ф. Ресурсы и антиресурсы защитно-совладающего поведения курсантов-первокурсников

 

Е.В. Лапкина - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин; Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль

 

Г.Ф. Тулитбаева - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического сопровождения и клинической психологии; Башкирский государственный университет, Уфа

 

Введение. Проведено исследование основных стрессоров, ресурсов и способов преодоления трудностей курсантами первого года обучения. Цель - выяснение основных трудностей, субъективно важных для курсантов, а также ресурсов и способов их преодоления. Материалы и методы. Курсантам предлагалось ответить на вопросы о ключевых позитивных и негативных событиях прошедшего года, а также ресурсах, помогающих им преодолевать трудности, и антиресурсах, мешающих достигать цели. Использовались психологические тесты. Результаты и обсуждение. Позитивными событиями для большинства курсантов оказались поступление в военный вуз, отпуск, сдача сессии. К числу негативных были отнесены эпидемия, новые условия вуза, разлука с родными, ограничения в мероприятиях из-за пандемии. Среди антиресурсов преодоления курсанты назвали новые условия (малознакомые, труднопреодолимые), недостаток свободного времени, а также ряд собственных личностных качеств и состояний (лень, неуверенность, плохое настроение, сильные переживания/страхи, сильное чувство ответственности и др.). Доминирующим ресурсом совладания курсантов-первокурсников является социальный ресурс (вера со стороны родителей, поддержка друзей, возможность обращаться за советом к старшим, офицерам факультета, преподавателям). Усредненный профиль защитно-совладающего поведения первокурсников представлен проактивным, рефлексивным и превентивным преодолением. Профиль защитного поведения имеет выраженные зрелые и незрелые механизмы (рационализация, сублимация, компенсация, отрицание). Выводы. Значимые события жизни курсантов связаны с началом их обучения в военном вузе. К негативным событиям года первокурсники причисляют эпидемию и ограничения в мероприятиях училища из-за пандемии. Ведущими внешними ресурсами юношей выступают родители, близкие друзья, курсовые офицеры, воинский коллектив. К внутренним ресурсам курсанты относят особые личные качества, состояния, мотивационные установки. Незрелые психологические защиты используют курсанты с низкой жизнестойкостью. Юноши с высоким уровнем жизнестойкости в стрессовой ситуации прибегают к различным стратегиям проактивного преодоления.

 

Ключевые слова: защитно-совладающее поведение; психологическая защита; копинг; ресурсы; антиресурсы; курсанты-первокурсники

 

Lapkina E.V., Tulitbaeva G.F. Resources and Anti-Resources of Defensive and Coping Behavior of First-Year Cadets

 

E.V. Lapkina - Candidate of sciences (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Humanities and Socio-Economic sciences; Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Yaroslavl, Russia

 

G.F. Tulitbaeva - Candidate of sciences (in Psychology), Associate-Professor at the chair of Psychological Maintenance and Clinical Psychology; Bashkir State University, Ufa, Russia

 

Introduction. The authors carried out a research on the main stressors, resources and means of overcoming difficulties used by first-year cadets. The aim of the research is to reveal the primary difficulties which are subjectively essential for cadets as well as resources and means to overcome them. Materials and Methods. To achieve the results of the study, the cadets were asked questions about the key positive and negative events of the previous year, as well as resources that helped them overcome difficulties and anti-resources that prevent them from achieving their goals. Psychological tests were employed. Results and Discussion. Positive events for the majority of cadets were "admission to a military university", "vacation", "passing the exams". The negative ones included "epidemic", "restrictions of the new conditions of the university", "separation from relatives", "restrictions of activities due to the pandemic". The cadets enumerated such anti-resources of overcoming difficulties as "new conditions (unfamiliar, difficult to overcome)", "lack of free time", as well as a number of their own personal qualities and states ("laziness", "lack of self-confidence", "bad mood", "strong feelings/fears", "strong sense of responsibility", etc.). First-year cadets' dominant resource of coping behaviour is a social resource (parents' faith, friends' support, the opportunity to seek advice from seniors, faculty officers, teachers). The average profile of defensive and coping behavior of first-year cadets is represented by proactive, reflexive and preventive overcoming. The profile of defensive behavior has intensive mature and immature mechanisms (rationalization, sublimation, compensation, denial). Conclusions. Significant events in the life of first-year cadets are associated with their admission to a military university. The negative ones include "epidemic", "restrictions of activities at the school due to the pandemic". The cadets' leading external resources are mainly represented by their parents, close friends, course officers, military staff. Internal resources include personal qualities, states, motivational attitudes. Immature psychological defenses are used by cadets with low resilience. Youths with a high level of resilience in a stressful situation resort to various strategies of proactive overcoming.

 

Keywords: defensive and coping behavior; psychological defense; coping; resources; anti-resources; first-year cadets

 

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru