• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков (Е.О. Косова, В.С. Кубарев, Н.И. Нелюбин, журнал "Психопедагогика в правоохранительных органах", том 27, N 2 (89), апрель-июнь 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Косова Е.О., Кубарев В.С., Нелюбин Н.И. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков

 

Е.О. Косова - психолог центра дополнительного образования "Логос"; Центр дополнительного образования "Логос"

 

В.С. Кубарев - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии; Омский государственный технический университет

 

Н.И. Нелюбин - кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии; Омский государственный педагогический университет

 

Введение. Подростки имеют достаточно выраженную уязвимость к рискам формирования различных форм девиаций. Это обусловлено их возрастными особенностями, макро- и микросоциальной ситуацией их развития. Особую значимость проблема подростковой девиации приобретает в связи с тем, что она является предпосылкой к формированию делинквентного поведения и дальнейшей криминализации личности. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование изотерапевтического тренинга коррекции и профилактики девиантного поведения подростков с опорой на гуманистический психоанализ Э. Фромма.

Материалы и методы. Использовались анализ психологической литературы, методы психологической диагностики, изотерапевтические психотехники и методы описательной и аналитической статистики. В исследовании приняли участие 30 подростков с проявлениями девиантного поведения.

Результаты и обсуждение. Раскрываются структура и общая логика реализации изотерапевтического тренинга. Демонстрируются механизмы знаково-символической опосредованности в коррекционно-профилактической работе с фрустрированными потребностями подростков. Отмечаются сдвиги в выраженности склонностей подростков к девиантному поведению, а также в уровне агрессии и тревожности. Проводится оценка эффективности разработанного тренинга путем диагностических измерений до и после его реализации и сопоставления контрольной и экспериментальной групп.

Выводы. Установлено, что изотерапевтический тренинг способствовал снижению уровня девиантного поведения, реактивной и личностной тревожности, а также прямой и косвенной вербальной агрессии подростков. Участие в тренинге позволило подросткам не только осознать свои фрустрированные экзистенциальные потребности и получить опыт освоения конструктивных форм их удовлетворения, но и дестигматизировать образ самого себя в контексте собственного самосознания.

 

Ключевые слова: девиантное поведение; подростки; экзистенциальные потребности; изотерапевтический тренинг; психологическая коррекция; психологическая профилактика

 

Kosova Е.О., Kubarev V.S., Nelyubin N.I. Correction and Prevention of Juvenile Deviant Behaviour. Psychopedagogy in Law Enforcement.

 

E.O. Kosova - psychologist of the Center for Continuing Education "Logos"; Center for Additional Education "Logos"

 

V.S. Kubarev - Candidate of sciences (in Psychology), associate-professor at the chair of Psychology of Labour and Organizational Psychology; Omsk State Technical University

 

N.I. Nelyubin - Candidate of sciences (in Psychology), associate-professor at the chair of Practical Psychology; Omsk State Pedagogical University, 14 Tukhachevsky emb., Omsk, 644099, Russia

 

Introduction. Teenagers have a rather evident vulnerability to the risks of the formation of various forms of deviation. It is determined by their age features, macro-social and micro-social situation of their development. The problem of juvenile deviant behavior is of particular importance due to the fact that it is a prerequisite for the formation of delinquent behavior and further criminalization of an individual. The aim of the research is theoretical and experimental proofs of art therapy training used for the correction and prevention of juvenile deviant behavior based on Erich Fromm's Humanistic Psychoanalysis Theory.

Materials and Methods. The analysis of psychological literature, methods of psychological diagnostics, art therapy techniques and methods of descriptive and analytical statistics were employed. Thirty juveniles with deviant behaviour were involved in the study.

Results and Discussion. The structure and general logics of the implementation of art therapy training are revealed. The paper presents the mechanisms of sign-symbolic mediation in corrective and preventive work with the juvenile frustrated needs. Special emphasis is made on the changes in the intensiveness of juveniles' tendencies to deviant behavior and in the level of aggression and anxiety. The authors estimate the effectiveness of the developed training using diagnostic tests prior and after the training and comparing the results of the control and experimental groups.

Conclusions. It is proved that art therapy training helped to reduce the level of juveniles' deviant behavior, reactive and individual anxiety, as well as direct and indirect verbal aggression. Participation in the training allowed the teenagers not only to realize their frustrated existential needs, gain experience in mastering constructive forms of existential needs, but also destigmatize the image of themselves within their own self-awareness.

 

Keywords: deviant behavior; teenagers; existential needs; art therapy training; psychological correction; psychological prevention

Научно-практический журнал
"Психопедагогика в правоохранительных органах"

Psychopedagogy in Law Enforcement

 

Журнал издаётся с мая 1995 года. Выходит 4 раза в год (ежеквартально).

Тематические области, отрасли наук: психологические науки, педагогические науки, юридические науки. Научно-практический журнал является рецензируемым периодическим изданием, включённым в перечень рецензируемых научных изданий в соответствии с новой Номенклатурой научных специальностей ВАК по ряду специальностей, в частности: "5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки", "5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки", "5.1.4. Уголовно-правовые науки".

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 74589 от 24 декабря 2018 года. ISSN 2619-1180.

Издатель и учредитель - федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего образования "Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации".

См. сайт научно-практического журнала, URL: https://pp.omamvd.ru