Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Саранцева Е.Г., Челмакина Л.А. Анализ экономической устойчивости образовательных организаций высшего образования
Е.Г. Саранцева - Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Саранск
Л.А. Челмакина - Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Саранск
Организации высшего образования, осуществляющие свою деятельность на основе выполнения государственного задания, оказывают услуги по подготовке специалистов по образовательным программам высшего и среднего образования, а также осуществляют научную деятельность. Проблема оценки экономической устойчивости образовательных организаций высшего образования в настоящее время стала особо актуальной. Экономическая устойчивость определяется способностью организации осуществлять непрерывную и эффективную деятельность, позволяющую в условиях динамично меняющейся внешней среды достигать поставленные перспективные цели. Она базируется на оценке положения организации в стратегической перспективе и динамике показателей внешней среды. Авторами изучены два подхода к оценке экономической устойчивости. Первый подход основан на оценке финансовой устойчивости путем определения разницы собственных и привлеченных средств образовательной организации высшего образования. Второй подход основан на определении точки безубыточности. Согласно данному подходу, экономическое положение образовательной организации высшего образования характеризуется соотношением уровня средств, которые необходимы для осуществления образовательной деятельности и фактическим уровнем ее финансирования. Методика анализа экономической устойчивости бюджетных организаций высшего образования предусматривает исследование следующих его направлений: динамики и структуры активов и пассивов; эффективности использования активов по видам финансового обеспечения. Для образовательных организаций, как структур предпринимательского типа, основными критериям эффективного функционирования является достаточный рост части доходов от деятельности, приносящей доход, в общих источниках финансирования; увеличение доходов на одного научно-педагогического работника и средней заработной платы научно-педагогических работников по отношению к средней заработной плате по экономике региона.
Ключевые слова: образовательная организация высшего образования, финансовая устойчивость, экономическая устойчивость, источники финансирования, доходы, расходы, государственное задание, приносящая доход деятельность.
Sarantseva E.G., Chelmakina L.A. Analysis of economic sustainability of educational organizations of higher education
E.G. Sarantseva - Ogarev Mordovia State University, Saransk
L.A. Chelmakina - Ogarev Mordovia State University, Saransk
Organizations of higher education, carrying out their activities on the basis of the fulfillment of the state task, provide services for the training of specialists in educational programs of higher and secondary education, and also carry out scientific activities. The problem of assessing the economic sustainability of educational institutions of higher education has now become particularly relevant. Economic sustainability is determined by the ability of the organization to carry out continuous and efficient activities, allowing to achieve the set long-term goals in a dynamically changing external environment. It is based on an assessment of the position of the organization in the strategic perspective and the dynamics of the external environment. The authors studied two approaches to assessing economic sustainability. The first approach is based on the assessment of financial stability by determining the difference between own and borrowed funds of an educational institution of higher education. The second approach is based on determining the break-even point. According to this approach, the economic situation of an educational organization of higher education is characterized by the ratio of the level of funds that are necessary for the implementation of educational activities and the actual level of its financing. The methodology for analyzing the economic sustainability of budgetary institutions of higher education provides for the study of its following areas: the dynamics and structure of assets and liabilities; efficient use of assets by types of financial support. For educational organizations, as structures of an entrepreneurial type, the main criteria for effective functioning are a sufficient increase in the part of income from income-generating activities in the general sources of funding; increase in income per scientific and pedagogical worker and the average salary of scientific and pedagogical workers in relation to the average salary in the economy of the region.
Keywords: educational organization of higher education, financial stability, economic stability, sources of financing, income, expenses, state task, income-generating activity.
Журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права"
Рецензируемый научный журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права" основан в 1997 году. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС 77 - 45458 от 7 июня 2011 года. Print ISSN 1818-4057. Online ISSN 2226-3977. Интернет-страница научного периодического издания, URL: https://www.vaael.ru/ru
В журнале публикуются статьи проблемного и научно-практического характера по следующим научным направлениям:
1. Экономические науки, шифры научных специальностей:
08.00.01 Экономическая теория;
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством;
08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит;
08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика;
08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики.
2. Юридические науки, шифры научных специальностей:
12.00.08 Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;
12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
Электронная версия журнала распространяется в соответствии с политикой открытого доступа под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License International (текст лицензии, URL: https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode). Журнал общедоступен в составе сетевого ресурса для исследователей, аспирантов, преподавателей и студентов "ГАРАНТ-Образование" (URL: https://study.garant.ru) в составе информационного блока "Библиотека научных публикаций" базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ".