31 марта, 21 июля, 27 октября 2014 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Томской области от 14 сентября 2009 года N 177-ОЗ "О системе документов стратегического и программно-целевого планирования Томской области", постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области", распоряжением Губернатора Томской области от 20.11.2012 N 372-р "О создании рабочей группы по разработке долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2014-2016 годы"
Постановляю:
1. Утвердить государственную программу Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Определить координатором государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" Департамент социальной защиты населения Томской области.
3. Департаменту информационной политики и общественных связей Администрации Томской области (Севостьянов) обеспечить опубликование настоящего постановления.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике Акатаева Ч.М.
И.о. Губернатора Томской области |
А.М. Феденёв |
Постановлением Администрации Томской области от 21 июля 2014 г. N 272а настоящая Программа изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня подписания названного постановления
Государственная программа
Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
(утв. постановлением Администрации Томской области от 24 декабря 2013 г. N 563а)
31 марта, 21 июля, 27 октября 2014 г.
Постановлением Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Паспорт
Государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
Наименование Программы |
Государственная программа Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" (далее - Программа) |
|||||||
Основания разработки Программы |
Конвенция Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" от 13.12.2006; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р); постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации"; Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р); постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" (далее - Государственная программа); приказ Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; постановление Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539 "О Стратегии социально- экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)"; постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области"; распоряжение Губернатора Томской области от 20.11.2012 N 372-р "О создании рабочей группы по разработке долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2014-2016 годы"; распоряжение Губернатора Томской области от 30.01.2013 N 22-р "О проведении в Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
|||||||
Ответственный исполнитель (координатор) Программы |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
|||||||
Заказчик Программы |
Департамент социальной защиты населения Томской области |
|||||||
Соисполнители Программы |
Департамент по культуре и туризму Томской области; Департамент общего образования Томской области; Департамент по вопросам семьи и детей Томской области; Департамент труда и занятости населения Томской области; Департамент профессионального образования Томской области; Департамент информационной политики Администрации Томской области; Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области; Департамент здравоохранения Томской области; органы местного самоуправления (по согласованию) (далее - ОМСУ) |
|||||||
Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, на которую направлена реализация Программы |
Стратегическая цель социально-экономического развития Российской Федерации - формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Стратегическая цель социально-экономического развития Томской области - благоприятные условия для жизни, работы, отдыха и воспитания детей |
|||||||
Цель Программы |
Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Томской области |
|||||||
Показатели цели Программы и их значения (с детализацией по годам реализации) |
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Томской области, % |
45,0 |
55,0 |
56,0 |
|||||
Задачи Программы |
1. Совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности. 2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области. 3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Томской области. 4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Томской области. 5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области |
|||||||
Показатели задач Программы и их значение (с детализацией по годам реализации государственной программы) |
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||||
Задача 1. Совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности | ||||||||
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности в Томской области по результатам их паспортизации, в общем количестве приоритетных объектов и услуг (ДОСИК), % |
50
|
70
|
95
|
|||||
Задача 2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области | ||||||||
Доля парка подвижного состава наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке указанного подвижного состава в Томской области (ДДПС), % |
34,3 |
34,3 |
34,3 |
|||||
Доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области (ДПД), % |
85 |
90 |
95 |
|||||
Доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Томской области (ДДО), % |
30,9 |
45,0 |
50,0 |
|||||
Доля профессиональных образовательных организаций, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций профессионального образования, % |
2,8
|
11,8
|
20,6
|
|||||
Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций, % |
12,9
|
20,2
|
20,2
|
|||||
Задача 3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Томской области | ||||||||
Доля инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории граждан (ДИ), % |
14,5 |
15 |
15 |
|||||
Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, от общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию, - численность инвалидов, положительно оценивающих проведенные реабилитационные мероприятия, в общей численности опрошенных инвалидов, которым в рамках Программы предоставлены реабилитационные мероприятия, % |
43,0 |
44,0 |
45,0 |
|||||
Задача 4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Томской области | ||||||||
Доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в указанной сфере в Томской области (ДОС), % |
30,0 |
40,0 |
50,0 |
|||||
Задача 5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области | ||||||||
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Томской области (ДИ), % |
45,2 |
49,6 |
49,8 |
|||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2014-2016 годы. I этап - 2014-2015 годы; II этап - 2016 год |
|||||||
Объем и источники финансирования (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Источники |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Федеральный бюджет (потребность) [1] |
43204,0 |
15504,0 |
27700,0 |
0,0 |
||||
Федеральный бюджет (утверждено) [1] |
7804,0 |
7804,0 |
0,0 |
0,0 |
||||
Областной бюджет (потребность) |
306622,4 |
84630,0 |
151690,0 |
71677,4 |
||||
Областной бюджет (утверждено) |
60945,0 |
60945,0 |
0,0 |
0,0 |
||||
Местные бюджеты [1] |
6082,0 |
850,0 |
3253,0 |
604,0 |
||||
Местные бюджеты (утверждено) [1] |
850,0 |
850,0 |
0,0 |
0,0 |
||||
Внебюджетные источники [1] |
5100,0 |
1700,0 |
1700,0 |
1700,0 |
||||
Внебюджетные источники (утверждено) [1] |
1700,0 |
1700,0 |
0,0 |
0,0 |
||||
Всего по источникам (потребность) |
361008,4 |
102684,0 |
184343,0 |
73981,4 |
||||
Всего по источникам (утверждено) |
71299,0 |
71299,0 |
0,0 |
0,0 |
||||
Объем и основные направления расходования средств (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей) |
Основные направления расходования средств |
Всего |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Инвестиции |
- |
- |
- |
- |
||||
НИОКР |
- |
- |
- |
- |
||||
Прочие (потребность) |
361008,4 |
102684,0 |
184343,0 |
73981,4 |
||||
Прочие (утверждено) |
71299,0 |
71299,0 |
0,0 |
0,0 |
||||
Организация управления Программой |
Реализацию Программы осуществляет Департамент социальной защиты населения Томской области. Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель Губернатора Томской области по социальной политике. Текущий контроль и мониторинг реализации Программы осуществляют Департамент социальной защиты населения Томской области, соисполнители, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств |
|||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации мероприятий Программы ожидаются: 1. Формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Томской области. 2. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работы исполнительных органов государственной власти Томской области (далее - ИОГВ), ОМСУ при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области. 3. Сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 4. Формирование на территории Томской области условий доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. 5. Обеспечение доступности на территории Томской области подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического транспорта, формирование условий доступности речного транспорта для инвалидов и других МГН. 6. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Томской области. 7. Создание на территории Томской области системы информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов. 8. Создание на территории Томской области эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов. 9. Преодоление социальной разобщенности и отношенческих барьеров в обществе |
[1] По согласованию.
Введение
Государственная программа "Доступная среда Томской области на 2014-2016 годы" направлена на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации).
Основные понятия и сокращения
Доступная среда - совокупность условий и требований, прежде всего, к создаваемой человеком городской (сельской) и информационной среде, позволяющих инвалидам и другим маломобильным группам населения получать беспрепятственный доступ к объектам и услугам в сфере здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения отнесены инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.
Используемые сокращения:
МГН - маломобильные группы населения.
ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области (по согласованию).
Совет - Координационный совет по делам инвалидов при Губернаторе Томской области.
I. Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", реабилитация и социальная интеграция инвалидов - одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации до 2020 года.
Данный вектор развития нашел закрепление в Стратегии развития Томской области до 2020 года, утвержденной постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539 "О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года)", провозгласившей одним из ключевых направлений развития Томской области создание благоприятных условий для жизни, работы, отдыха и воспитания детей.
Актуальность проблемы обеспечения для инвалидов доступной среды определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов, комплексного подхода к ее построению.
В Томской области по состоянию на 1 марта 2013 года численность инвалидов составляет 62 800 человек (6% от общего количества населения), в том числе 3 200 детей-инвалидов. Большая часть граждан данной категории (29 200 человек или 46,5%) проживает на территории муниципального образования "Город Томск".
При этом в общей численности инвалидов возрастает доля инвалидов трудоспособного и пенсионного возраста.
Анализ статистических данных по Томской области за несколько предшествующих лет выявил тенденцию к незначительному увеличению числа инвалидов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Так в 2011 году на территории Томской области проживало 59873 инвалида, из них 3156 детей-инвалидов; в 2012 году - 61665 и 3187 человек соответственно.
Численность неработающих инвалидов трудоспособного возраста в Томской области в 2012 году составила 10,0 тыс. человек или 46,7% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
Инвалидов, проживающих на территории Томской области, объединяет ряд общих проблем, требующих комплексного подхода к их решению: неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда, недостаточный уровень организации доступной среды.
Обеспечение инвалидов доступной средой является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающих права и потребности десятков тысяч граждан области, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации и норм международного права.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Указанное положение нашло закрепление в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Исходя из положений данного закона одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Томской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.
Государственная программа Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы", в рамках которой осуществляется комплексное решение проблем по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения Томской области, разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Конвенцией Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" от 13.12.2006;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";
приказом Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
постановлением Государственной Думы Томской области от 27.10.2005 N 2539 "О Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 года";
постановлением Администрации Томской области от 22.06.2012 N 237а "О государственных программах Томской области";
распоряжением Губернатора Томской области от 20.11.2012 N 372-р "О создании рабочей группы по разработке долгосрочной целевой программы "Доступная среда на 2014-2016 годы";
распоряжением Губернатора Томской области от 20.01.2013 N 22-р "О проведении в Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения N 22-р следует читать как "от 30.01.2013 г."
Следует отметить, что в последние годы реализация мероприятий, направленных на обеспечение равных прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, стала более последовательной и комплексной, чему во многом способствовала работа Совета.
В состав Совета входят руководители ИОГВ, представители законодательной власти, руководители региональных отделений федеральных структур, руководители областных общественных организаций инвалидов.
Обеспечение межведомственного взаимодействия позволило решить целый ряд вопросов в сфере создания безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов.
В рамках реализации мероприятий региональной программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2015 годы, действовавшей до января 2014 года, значительно возросло число объектов социальной инфраструктуры, оборудованных пандусами, приобретено 24 низкопольных троллейбуса, что, несомненно, способствовало повышению уровня доступности городской среды для МГН. Общая стоимость реализации мероприятий - 106,6 млн. рублей из областного и муниципальных бюджетов.
На дорожных переходах в Томске устанавливаются светофоры со средствами звуковой сигнализации для слепых и слабовидящих пешеходов.
Все проекты строительства и крупные проекты по капитальному ремонту дорожной сети проходят обязательную государственную экспертизу в части включения мероприятий по обеспечению условий для передвижения МГН.
Продолжается работа по обеспечению транспортной доступности инвалидов за счет развития услуг социального такси. Услуга сегодня предоставляется на территории всех муниципальных образований Томской области. В 2012 году данная реабилитационная услуга предоставлена 1511 инвалидам, среди них 107 детям-инвалидам. Расходы областного бюджета на предоставление указанной услуги в 2012 году составили порядка 2 млн. рублей.
В рамках муниципальной программы "Социальная интеграция" на 2012-2015 годы", утвержденной постановлением администрации Города Томска от 05.09.2011 N 967, на территории города Томска организована служба "Социальное такси" в целях доставки на низкопольном микроавтобусе к социально значимым объектам инфраструктуры города инвалидов, в том числе детей-ивалидов#, имеющих медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок.
Реализуются мероприятия, направленные на социокультурную реабилитацию инвалидов. Ежегодно около 30 тыс. инвалидов получают услуги социокультурной реабилитации.
Начиная с 1992 года ежегодно в Томской области проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера. Тем не менее необходимо расширять спектр мероприятий по социокультурной реабилитации детей-инвалидов.
Большое внимание уделяется вопросам лекарственного обеспечения, предоставления высокотехнологичных видов медицинской помощи инвалидам.
Силами ОМСУ осуществляется установка пандусов в подъездах многоквартирных домов, где проживают инвалиды, производится обустройство придомовой территории с учетом требований доступности для инвалидов, ведется работа с организациями розничной торговли в целях обеспечения доступности инвалидов к их услугам (установка пандусов, кнопки вызова), организуется доступ к иным объектам, находящимся в муниципальной собственности.
В рамках реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы (далее - Мероприятие) на территории Томской области создана и функционирует система дистанционного образования детей-инвалидов.
100% детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к обучению с использованием дистанционных образовательных технологий, охвачены данным видом обучения.
Ряд образовательных организаций Томской области участвует в реализации мероприятий, направленных на развитие инклюзивного образования. В 2011 году в 16 образовательных организациях были созданы условия для беспрепятственного посещения и организации совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, за счет установки пандусов, расширения входных дверных проемов, оборудования санитарных комнат.
С 2012 года Томская область участвует в реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы" по созданию сети базовых образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В 2012 году в трех образовательных организациях была создана универсальная безбарьерная среда и приобретено специализированное, компьютерное, реабилитационное оборудование и автотранспорт. В 2013 году в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда на 2011-2015 годы" приняли участие четыре образовательных организации.
Проводится целенаправленная работа по расширению социального информационного пространства: организована работа интернет-приемной Департамента социальной защиты населения Томской области и службы "Единый социальный телефон".
В рамках мероприятий областных долгосрочных целевых программ изначально предусматривалось развитие тех или иных сфер жизнедеятельности общества с учетом требований обеспечения их доступности для инвалидов и МГН.
С целью поддержки занятости инвалидов в Томской области реализованы ведомственная программа "Содействие занятости населения Томской области" (приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 28.12.2012 N 155 "Об утверждении ведомственных целевых программ") и Программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Томской области (приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 21.12.2012 N 148).
В рамках государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Томской области на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 20.07.2011 N 221а "Об утверждении государственной программы "Развитие физической культуры и спорта в Томской области на 2011-2015 годы", запланировано строительство 30 спортивных сооружений, увеличение пропускной способности существующих спортивных сооружений, увеличение количества лиц, систематически занимающихся спортом. Общий объем запланированного финансирования составляет 2044,951 тыс. рублей, из них 1426,701 тыс. рублей - средства федерального бюджета, выделенные в рамках федеральной программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации". Реализация программных мероприятий осуществляется с учетом требований обеспечения доступности объектов физической культуры и спорта для инвалидов и МГН.
В рамках мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области на 2011-2012 годы реализованы крупные инфраструктурные проекты областного и муниципального уровня. Так в 2011-2012 годах на территории муниципального образования "Город Томск" реализован комплекс мер, направленных на реконструкцию улиц Пушкина, Мичурина и Рабочая, а также выполнено строительство новой транспортной развязки. Указанные работы проведены в строгом соответствии с требованиями обеспечения доступной среды для инвалидов.
Несмотря на принимаемые меры, инвалиды по-прежнему остаются одной из незащищенных категорий населения.
Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов специальных пологих спусков (пандусов), невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленности общественного транспорта к нуждам инвалидов. Большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусов, звуковых и световых указателей) недоступны для инвалидов, в связи с чем проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН остается актуальной на всей территории Томской области.
Пешеходные дорожки на пути к обследованным зданиям находятся в неудовлетворительном состоянии. Светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, лишь в 4% случаев оснащены звуковыми сигналами и приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственное и безопасное передвижение инвалидов и МГН.
Обеспеченность парковочными местами для автотранспорта инвалидов на территории Томской области составляет всего 38%.
Остро стоит вопрос об устранении отношенческих барьеров и изменении общественного мнения в отношении инвалидов и МГН, требующий реализации комплекса мероприятий, включающего подготовку цикла публикаций, радиопередач, адаптированных ТВ-программ, раздаточного материала, проведение социальных конкурсов, интернет-опросов, информационных акций и марафонов идеологического, разъяснительного, сопровождающего характера.
Актуальными остаются проблемы получения инвалидами образовательных услуг и социокультурной реабилитации.
Объекты общего образования зачастую не отвечают критериям доступности для инвалидов, а развитие системы инклюзивного образования не может в полной мере обеспечить социализацию ребенка-инвалида. В этой связи в Программу включен комплекс мероприятий, направленных на формирование сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушения развития. Указанные мероприятия включены в Программу по причине неполучения федерального софинасирования# на их реализацию.
Необходимым условием обеспечения доступности объектов образования является создание в образовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. Проведение мероприятий по социализации актуально и в организациях, предоставляющих услуги по получению инвалидами высшего, среднего профессионального и начального профессионального образования.
В 70% образовательных организаций Томской области осуществляется обучение граждан с ограниченными возможностями здоровья (в 31 образовательной организации из 44). При этом частично доступны для граждан с ограниченными возможностями здоровья здания и помещения только одной образовательной организации.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья перечень подготавливаемых профессий и специальностей ограничен, при приеме в образовательные организации учитывается состояние их здоровья. Подготовка данной категории обучающихся проводится по 10 рабочим профессиям и 10 специальностям.
Расширение перечня образовательных программ, по которым могут обучаться граждане с ограниченными возможностями здоровья, требует как затрат на создание учебно-материальной базы, так и комфортных условий для обучения и проживания обучающихся.
Учитывая состояние здоровья инвалидов, для их обучения необходимо создание дополнительных условий по доступности зданий и оснащению помещений, используемых для образовательного процесса. Кроме того, в учебном процессе образовательных организаций должны быть использованы специальные средства и приспособления, необходимые для освоения учебно-программного материала различными категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
На региональном телевидении отсутствует субтитрирование передач, что ограничивает инвалидов в получении информации и не позволяет им принимать активное участие в социальных и других общественных процессах.
Существует проблема обеспечения доступной среды и к учреждениям культуры. Из 642 областных и муниципальных учреждений культуры Томской области в настоящее время доступен для людей с ограниченными возможностями только 41 объект (6,4%), поскольку финансирование по обеспечению доступности данных объектов может быть предусмотрено только из текущего содержания учреждений культуры. В этих условиях разработка системы мер комплексного характера возможна при условии дополнительного бюджетного финансирования.
Несмотря на то, что многие учреждения культуры работают с людьми с ограниченными возможностями здоровья - проводят различные культурно-досуговые, образовательные мероприятия, лишь немногие оборудованы для беспрепятственного доступа инвалидов к культурным услугам и организации досуга.
Для реализации региональной программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2015 годы предусматривались средства на обеспечение текущей деятельности ИОГВ (исполнителей Программы), но это не позволило обеспечить выполнение поставленных задач.
В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:
высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов;
дискомфорт и ограничение жизнедеятельности МГН;
негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
низкий трудовой вклад инвалидов в социально-экономическое развитие области.
Проведя анализ существующих проблем, можно сделать вывод об их тесной взаимосвязи. Так проблемы по обеспечению доступного образования для инвалидов не могут быть в полной мере решены без решения проблемы по обеспечению доступности объектов транспортной и социальной инфраструктуры.
Указанные проблемы не могут быть решены Томской областью за счет собственных средств.
Потребность в привлечении денежных средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы обусловлена большим объемом работ, направленных на обеспечение доступной среды для инвалидов, невозможностью финансирования указанных мероприятий в полном объеме за счет средств областного бюджета, отсутствием иных источников финансирования.
Например, в рамках мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" приоритетного национального проекта "Образование" на территории Томской области создана и функционирует система дистанционного образования для детей-инвалидов, по итогам которой 100% детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к обучению с использованием дистанционных технологий, охвачены данным видом обучения.
На реализацию указанного мероприятия в период с 2009 по 2012 год в Томской области израсходовано средств федерального бюджета в объеме 84 105,841 тыс. рублей. В связи с прекращением реализации за счет средств федерального бюджета приоритетного национального проекта "Образование" с 2013 года Томская область самостоятельно финансирует расходы по организации дистанционного образования детей-инвалидов.
Более того, выделяемые денежные средства не учитывают потребности комплексного подхода к обеспечению доступной для инвалидов среды, а лишь частично обеспечивают ее доступность в тех или иных сферах жизнедеятельности инвалидов. Например, при решении проблемы доступности спортивных объектов и объектов образования не учитываются проблемы транспортной инфраструктуры, без обеспечения доступности которой результат проводимых мероприятий будет сведен к минимуму.
Результаты выборочного мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры показали, что не все обследованные объекты оборудованы необходимыми приспособлениями, облегчающими доступ к ним инвалидов и других МГН, - отсутствуют пандусы, перила, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, лифты либо стационарные подъемники на 2-й и другие этажи внутри зданий; нет специализированных санузлов для инвалидов.
Однако единого системного подхода к проведению обследования объектов и принятия решений по их адаптации до 2013 года в области выработано не было.
В этой связи в 2013 году в Томской области начата работа по паспортизации объектов социальной инфраструктуры, результаты которой станут основной для планирования программных мероприятий как регионального, так и муниципального уровня.
По прогнозным данным, численность приоритетных объектов, подлежащих паспортизации, составляет 203 единицы и только на 35% из них подготовлены паспорта.
Методологической основой проведения паспортизации на территории области стали приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 626 "Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения".
Конкретные задачи в этом направлении определены распоряжением Губернатора Томской области от 30.01.2013 N 22-р "О проведении на территории Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения".
В соответствии с указанным распоряжением всем ИОГВ поручено провести паспортизацию:
объектов областного государственного недвижимого имущества в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, закрепленных на праве оперативного управления за ИОГВ и подведомственными им областными государственными учреждениями;
услуг, предоставляемых инвалидам исполнительными органами государственной власти Томской области и подведомственными им областными государственными учреждениями;
Департамент социальной защиты населения Томской области организует через областные государственные бюджетные учреждения центры социальной поддержки населения формирование в Томской области карт доступности объектов и услуг социальной инфраструктуры, а также обеспечивает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Томской области с ОМСУ и организационно-методическое обеспечение паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры.
ОМСУ указанным распоряжением рекомендовано:
создать комиссии по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной инфраструктуры;
разработать адресные планы паспортизации объектов и услуг социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
разработать и принять муниципальные программы по адаптации объектов и услуг социальной инфраструктуры.
Паспортизация объектов проводится:
ИОГВ в сфере здравоохранения, труда и занятости, образования, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта - в отношении областных государственных учреждений;
ОМСУ - в отношении муниципальных учреждений и объектов частной собственности (при участии органов социальной защиты населения).
С учетом мнения общественных организаций инвалидов и других МГН определены приоритетные сферы, в которых паспортизация будет проведена в первую очередь:
здравоохранение;
социальная защита населения и социального обслуживания населения;
образование;
потребительский рынок.
Результатом проведенной паспортизации станет составление реестра объектов социальной инфраструктуры, оформление паспортов на каждый объект и принятие управленческих решений по адаптации объектов посредством включения соответствующих мероприятий в муниципальные и региональные программы с учетом имеющихся ресурсов.
На всех этапах проведения паспортизации предполагается активное сотрудничество с общественными формированиями инвалидов, которые принимают участие:
- в отборе объектов, нуждающихся в проведении обследования и составлении паспорта доступности в первоочередном порядке;
- в проведении натурального обследования объектов на предмет установления степени их доступности;
- в работе комиссий и принятии управленческих решений по адаптации объектов.
Следует отметить, что вся проектная документация на строительство новых объектов либо реконструкцию уже существующих проходит обязательное согласование с общественными организациями.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к решению проблемы создания (развития) доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Томской области программно-целевым методом (необходимость эффективного межведомственного взаимодействия и координации действий различных ИОГВ и других участков создания доступной среды жизнедеятельности; а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета (по согласованию) с 2014 года) и, как следствие, о потребности разработки Программы.
В Программу с 2014 года вошли мероприятия региональной программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Администрации Томской области от 20.07.2010 N 629-ра, а также государственной программы "Право быть равным на 2013-2016 годы", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 11.12.2012 N 510а "Об утверждении государственной программы "Право быть равным на 2013-2016 годы", в связи с этим указанные программы перестали действовать с 1 января 2014 года.
II. Цели, задачи и целевые показатели Программы
Цели и задачи Программы определены в соответствии со стратегической целью социально экономического развития Российской Федерации - формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы").
Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области.
Задачи Программы:
1. Совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и МГН в Томской области, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности.
2. Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области.
3. Повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в Томской области.
4. Информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
5. Преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и других МГН в Томской области.
Решение данных задач позволит к 2016 году обеспечит доступность приоритетных объектов и услуг для инвалидов на территории Томской области.
Система целевых показателей (индикаторов) Программы, применяемая для оценки результатов достижения поставленной цели и задач Программы, изложена в приложении N 3 к Программе.
Источниками информации по показателям цели и задач Программы будут данные, представленные соисполнителями Программы.
III. Перечень мероприятий Программы
Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН на территории Томской области, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов в общество.
Программа предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для достижения инвалидами социальной адаптации и интеграции их в общество.
Перечень программных мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" изложен в приложении N 1 к Программе.
Распределение объемов финансирования за счет средств областного бюджета в 2014 году по главным распорядителям средств областного бюджета приведено в приложении N 2 к Программе.
Перечень мероприятий Программы состоит из 3 разделов, соответствующих цели и задачам Программы.
Раздел 1. Перечень мероприятий, направленных на формирование нормативной правовой базы и организационных механизмов развития системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов на территории Томской области, формирование для них доступной среды жизнедеятельности, в частности путем паспортизации объектов социальной инфраструктуры и нанесения информации о них на карту доступности.
Раздел включает мероприятия по приведению действующей областной и муниципальной нормативной правовой базы в соответствие с ратифицированными нормами международного права и федерального законодательства в части мероприятий по организации доступной среды для лиц с ограниченными возможностями и установлению ответственности за необеспечение доступности, разработке управленческих решений и контролю их исполнения, формированию и обновлению карт доступности.
Раздел 2. Перечень практических мероприятий.
Раздел включает в себя комплекс практических мероприятий по адаптации приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, расположенных на территории Томской области для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и МГН, и состоит из двух подразделов:
Подраздел 2.1 содержит мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН: здравоохранения, социальной защиты образования, культуры, занятости, транспорта и спорта, в том числе приобретение и обустройство пандусов, оборудование помещений поручнями, оснащение тактильными указателями и плитками, информационными табло для глухих и слабослышащих.
Подраздел 2.2 содержит мероприятия, направленные на повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов, а также содействие их социальной интеграции:
приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов;
создание в образовательных организациях, реализующих образовательные программы, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов;
организация сопровождения детей-инвалидов со сложными ограничениями здоровья в образовательной организации во время реализации образовательного процесса;
создание информационно-методического сопровождения образовательного процесса инвалидов в профессиональных образовательных организациях, организация работы и проведение клубов по интересам для инвалидов;
обеспечение информационной доступности, в том числе создание интернет-классов, приобретение компьютеров и расходных материалов.
А также иные мероприятия, направленные на обеспечение информационной доступности услуг для инвалидов и других МГН, предоставляемых на территории Томской области.
Раздел 3. Содержит комплекс информационных, просветительских, общественных мероприятий и состоит из двух подразделов:
Подраздел 3.1. содержит мероприятия по информационно-методическому обеспечению деятельности специалистов, задействованных в формировании доступной среды для инвалидов и других МГН, в виде:
- подготовки и проведения семинаров, конференций, курсов повышения квалификации;
- подготовки и публикации справочных, учебно-методических пособий, рекомендаций.
Подраздел 3.2 содержит мероприятия, направленные на преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН:
- организация и проведение совместных мероприятий для инвалидов и граждан, не имеющих инвалидности;
- проведение информационных кампаний, развитие информационных ресурсов с учетом как общих особых потребностей инвалидов, так и специализированных;
- проведение мероприятий, направленных на осуществление взаимодействия и координацию деятельности заинтересованных ведомств и организаций в решении проблем инвалидов по вопросам социальной адаптации и интеграции их в общество, формирование благоприятного общественного мнения.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 2014-2016 годы. Программа реализуется в два этапа. Разделение на этапы обусловлено выходом срока действия Программы за рамки Государственной программы и, как следствие, прекращения федерального финансирования ее реализации.
I этап: 2014-2015 годы.
II этап: 2016 год.
Постановлением Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а в главу V настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
V. Механизм реализации и управления Программой, включая ресурсное обеспечение
На реализацию мероприятий Программы дополнительно привлекаются средства федерального бюджета, выделяемые в рамках Государственной программы.
Прогнозируемый объем средств федерального бюджета (по согласованию), необходимый для реализации мероприятий Программы, составляет 43204,0 тыс. рублей, из них:
в 2014 году (потребность) - 15504,0 тыс. рублей;
в 2014 году (утверждено) - 7804,0 тыс. рублей;
в 2015 году (потребность) - 27700,0 тыс. рублей;
в 2016 году (потребность) - 0,0 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках реализации Государственной программы на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу, предоставляются в виде субсидий бюджету Томской области при условии использования Томской областью на цели реализации Программы собственных средств в размере не менее 50 процентов от общего объема финансирования.
Всего на реализацию программных мероприятий из областного бюджета требуется 306622,4 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году (потребность) - 84630,0 тыс. рублей;
в 2014 году (утверждено) - 60945,0 тыс. рублей;
в 2015 году (потребность) - 151690,0 тыс. рублей;
в 2016 году (потребность) - 71677,4 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы обеспечиваются в размерах, установленных Законом Томской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Реализация мероприятий Программы предполагает привлечение дополнительных средств из бюджетов муниципальных районов и городских округов Томской области (по согласованию) в общей сумме 4707,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2014 году (потребность) - 850,0 тыс. рублей;
в 2014 году (утверждено) - 850,0 тыс. рублей;
в 2015 году (потребность) - 3253,0 тыс. рублей;
в 2016 году (потребность) - 604,0 тыс. рублей.
Из внебюджетных источников (по согласованию) - 5100,0 тыс. рублей, в том числе:
2014 год (потребность) - 1700,0 тыс. рублей;
2014 год (утверждено) - 1700,0 тыс. рублей;
2015 год (потребность) -1700,0 тыс. рублей;
2016 год (потребность) - 1700,0 тыс. рублей.
В соответствии с приказом Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" бюджетные ассигнования должны осуществляться в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других МГН от общего объема финансирования.
Стоит отметить несоответствие лимитов бюджетных ассигнований, указанных в вышеназванном приказе, объемам бюджетных ассигнований, отраженных в Программе.
Превышение объемов запланированных к выделению бюджетных ассигнований объясняется количественными показателями, характеризующими ту или иную сферу жизнедеятельности инвалидов и иных МГН, и существенной разницей в уровне развития указанных сфер, наличием ведомственных целевых программ, направленных на развитие той или иной сферы.
Так объекты образования более многочисленны и менее приспособлены к потребностям инвалидов и других МГН и, как следствие, требуют большего объема финансирования, чем объекты информации и связи, переходящие на новый формат цифрового вещания, и, как следствие, более приспособленные к потребностям инвалидов и других МГН и менее затратные.
В то же время объекты физической культуры и спорта не включены в Программу в связи с наличием финансирования в рамках федеральной программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации". Так в 2013 году на их модернизацию запланировано выделение 420 650,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, из которых 7 425,0 тыс. рублей в 2014 году будет потрачено на обеспечение доступности при строительстве спортивного комплекса с 50-метровым бассейном по ул. Энтузиастов в г. Томске.
При распределении ассигнований по приоритетным сферам жизнедеятельности процентное соотношение распределено следующим образом:
2014 год:
здравоохранение - 14,0%;
социальная защита - 14,0%;
образование - 22,0%;
спорт и физическая культура - 2,0%;
транспорт - 19,0%;
культура - 15,0%;
информация и связь 14,0%;
2015 год:
здравоохранение - 22,6%;
социальная защита - 8,8%;
образование - 43,1%;
спорт и физическая культура - 0,9%;
транспорт - 0,0%;
культура - 24%;
информация и связь - 0,6%.
Процентное распределение 2015 года будет скорректировано при уточнении перечня мероприятий Программы на 2015 год.
Порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям Томской области на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Методикой предоставления субсидий муниципальным образованиям Томской области на реализацию мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы", заявленных к софинансированию за счет средств областного бюджета, приведенной в приложении N 4 к Программе.
Ответственным за реализацию Программы является Департамент социальной защиты населения Томской области. Реализация Программы осуществляется путем выполнения предусмотренных в Программе мероприятий.
Межбюджетный трансферт муниципальному образованию "Городской округ Стрежевой" в форме субсидии на приобретение легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников городского округа Стрежевой в 2014 году предоставляется в порядке, установленном приложением N 6 к Программе.
Взаимодействие между соисполнителями Программы осуществляется Департаментом социальной защиты населения Томской области. Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия Программы. Внесение изменений в Программу, в том числе уточнение затрат на мероприятия Программы, осуществляется в установленном действующим законодательством порядке.
Порядок организации для детей-инвалидов реабилитационных мероприятий на базе санаториев-профилакториев Российской Федерации, организаций Российской Федерации, оказывающих медицинские услуги, а также анестезиологическое сопровождение стоматологической помощи детям-инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в использовании общего наркоза, путем предоставления компенсационных выплат их родителям (законным представителям) утверждается приказом Департамента социальной защиты населения Томской области и Департамента здравоохранения Томской области.
Мероприятия, указанные в пунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5, 3.2, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9, 5.3, 5.4, 5.5 Перечня программных мероприятий Программы (приложение N 1 к Программе), финансируются путем предоставления субсидий областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых соответствующие исполнители осуществляют функции и полномочия учредителя.
Порядок определения объема и условие предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых соответствующие исполнители осуществляют функции и полномочия учредителя, определен в приложении N 5 к Программе.
Объем финансирования за счет средств федерального бюджета, поступивший на реализацию мероприятий Программы в 2014 году, распределяется по главным распорядителям средств следующим образом:
Постановлением Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а в главу VI настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
VI. Контроль и мониторинг реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается выполнением мероприятий Программы, приведенных в приложении N 1 к Программе.
К участию в реализации Программы привлекаются по согласованию различные отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти, организации.
Перечень учреждений, привлеченных по согласованию к участию в реализации Программы для проведения мероприятий по формированию сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, приведен в приложении N 1 к Программе.
Управление реализацией Программы и контроль за ее исполнением осуществляет Департамент социальной защиты населения Томской области.
Соисполнители Программы организуют выполнение мероприятий Программы, в установленные сроки предоставляют информацию об их исполнении в Департамент социальной защиты населения Томской области, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования.
Организация исполнения мероприятий соисполнителями Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объемы бюджетных ассигнований по программным мероприятиям уточняются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными областным и местными бюджетами на соответствующий финансовый год.
В соответствии с приказом Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" в случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства должны расходоваться в размере не менее 10 процентов и не более 20 процентов на одну приоритетную сферу жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспорт, образование) инвалидов и других МГН от общего объема сэкономленных средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Департамент социальной защиты населения Томской области с учетом объема финансовых средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы, уточняет целевые показатели, перечень мероприятий и затраты на них, состав исполнителей мероприятий Программы.
В необходимых случаях Департамент социальной защиты населения Томской области готовит предложения о корректировке перечня мероприятий и средств на их реализацию для утверждения в установленном порядке.
Соисполнители Программы ежеквартально, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют координатору Программы отчеты о реализации Программы (годовой отчет - в срок до 15 января года, следующего за отчетным годом) и об использовании финансовых ресурсов.
Департамент социальной защиты населения Томской области представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об исполнении мероприятий программы субъекта Российской Федерации с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание их выполнения;
ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет об осуществлении расходов бюджета Томской области (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджету Томской области на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу, по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
до 20 января очередного финансового года отчет о достижении значения показателя результативности по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Внесение изменений в перечень мероприятий Программы субъекта Российской Федерации, сроки ее реализации, объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию Программы осуществляется по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном для разработки и реализации целевых программ в Томской области.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VIII. Оценка рисков в ходе реализации Программы
Программа будет способствовать созданию дополнительных условий для обеспечения социальной адаптации инвалидов и интеграции их в общество.
Реализация Программы позволит создать условия для обеспечения доступа инвалидов к объектам социально-культурного назначения, образования, социальной инфраструктуры, произведениям культуры и искусства, транспорту.
Система целевых показателей (индикаторов) Программы приведена в приложении N 3 к Программе.
Программа направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, на формирование для них равных возможностей для участия в жизни общества и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды жизнедеятельности.
Эффективность Программы определяется достигнутыми значениями всех целевых индикаторов, предусмотренных Программой, по следующей таблице.
Эффективность Программы |
Соотношение достигнутых значений целевых индикаторов к плановым значениям |
Программа эффективна |
от 80% до 90% |
Программа малоэффективна |
от 60% до 80% |
Программа не эффективна |
менее 60% |
Социальная эффективность Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
увеличения уровня информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых объектах и услугах, о формате их предоставления;
преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов и других МГН в жизнь общества, в том числе в совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
проведения информационных кампаний и акций СМИ в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами;
повышения уровня и качества услуг, открытых или предоставляемых населению.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в результате перераспределения расходов.
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по обеспечению доступной среды в Томской области.
Вместе с тем выполнению поставленных задач могут помешать риски, связанные с недостаточностью финансирования, а также с нарушением сроков реализации мероприятий Программы исполнителями, в том числе:
низкая исполнительская дисциплина соисполнителей Программы, должностных лиц, ответственных за выполнение ее мероприятий;
нарушение сроков принятия документов, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы;
нарушение сроков исполнения мероприятий Программы;
недостаточное финансирование мероприятий Программы.
Для минимизации возникающих рисков в ходе реализации Программы планируется принятие следующих мер:
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
детальное планирование хода реализации Программы;
оперативный мониторинг выполнения мероприятий Программы;
своевременная актуализация ежегодных планов реализации Программы, в том числе корректировка состава и сроков выполнения мероприятий, с сохранением ожидаемых результатов мероприятий Программы;
своевременная корректировка мероприятий Программы;
привлечение дополнительного финансирования из внебюджетных источников.
Постановлением Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приложение N 1
к государственной программе
Томской области "Доступная среда
на 2014-2016 годы"
Перечень
программных мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
31 марта, 21 июля, 27 октября 2014 г.
Постановлением Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приложение N 2
к государственной программе
Томской области "Доступная среда
на 2014-2016 годы"
Распределение
объемов финансирования за счет средств областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета в 2014 году
31 марта, 21 июля, 27 октября 2014 г.
Приложение N 3
к государственной программе
Томской области "Доступная среда
на 2014-2016 годы"
Система
целевых показателей (индикаторов) государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
21 июля 2014 г.
Приложение N 4
к государственной программе
Томской области "Доступная среда
на 2014-2016 годы"
Методика
предоставления субсидий муниципальным образованиям Томской области на реализацию мероприятий государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы", заявленных к софинансированию за счет средств областного бюджета
21 июля 2014 г.
В целях софинансирования мероприятий Программы, предусмотренных приложением N 1 к настоящей Программе, и обеспечения их реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области местным бюджетам предоставляются субсидии из областного бюджета.
Предоставление субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области осуществляется при выполнении следующих условий:
1) наличие разработанных и утвержденных органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по формированию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
2) софинансирование программных мероприятий за счет средств местных бюджетов муниципальных районов (городских округов) Томской области в следующих размерах:
- при уровне бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) Томской области до 0,9 - коэффициент, определяющий долю софинансирования расходов из областного бюджета для муниципального района (городского округа) Томской области, составляет 0,95;
- при уровне бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) свыше 0,9 - коэффициент, определяющий долю софинансирования расходов из областного бюджета для муниципального района (городского округа) Томской области, составляет 0,8;
3) представление органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области главному распорядителю средств областного бюджета соответствующего мероприятия Программы (далее - государственному заказчику Программы) отчетов об использовании субсидий по целевому назначению;
4) целевое использование органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области субсидий из областного бюджета;
5) соблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области бюджетного законодательства Российской Федерации.
Размер субсидии, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) Томской области, рассчитывается по следующей формуле:
- размер субсидии, предоставляемый j-му муниципальному образованию Томской области на реализацию i-го мероприятия Программы;
- общий объем средств, подлежащий распределению между муниципальными образованиями Томской области, на реализацию i-го мероприятия Программы;
- количество муниципальных образований Томской области, соответствующих условиям предоставления субсидии и критериям отбора;
- потребность j-го муниципального образования Томской области на реализацию i-го мероприятия Программы, определяемая на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области документов, обосновывающих стоимость реализации мероприятий Программы.
Критериями отбора муниципальных районов (городских округов) Томской области для предоставления субсидий являются:
1) обеспечение доступности образовательных организаций для маломобильных групп населения:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области образовательных организаций, не оборудованных пандусами и другими вспомогательными сооружениями для маломобильных групп населения;
2) обеспечение доступности лечебно-профилактических учреждений для маломобильных групп населения:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области лечебно-профилактических учреждений, не оборудованных пандусами и другими вспомогательными сооружениями для маломобильных групп населения;
3) обеспечение доступности учреждений социального обслуживания населения для маломобильных групп населения:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области учреждений социального обслуживания населения, не оборудованных пандусами и другими вспомогательными сооружениями для маломобильных групп населения;
4) оснащение учреждений социального обслуживания населения вспомогательной техникой, техническими средствами реабилитации, программным продуктом для слабослышащих и слабовидящих граждан:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области стационарных учреждений социального обслуживания населения, требующих оснащения вспомогательной техникой, техническими средствами реабилитации, программным продуктом для слабослышащих и слабовидящих граждан;
5) обеспечение доступности пешеходных переходов для незрячих и слабовидящих граждан:
- наличие в муниципальном районе (городском округе) Томской области светофорных объектов, требующих оснащения звукосигнальными устройствами.
Для получения субсидий в текущем финансовом году органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области представляют главным распорядителям бюджетных средств Программы следующие документы:
1) на обеспечение доступности объектов социального назначения для инвалидов и других маломобильных групп населения, обустройство учреждений пандусами и комплексом вспомогательных сооружений в срок до 1 апреля текущего финансового года:
а) заявку на получение субсидии с указанием полного наименования объекта, его местонахождения и ведомственной принадлежности, объемов финансовых средств, необходимых на выполнение работ;
б) выписку из решения представительного органа муниципального района (городского округа) Томской области на соответствующий финансовый год о бюджетных ассигнованиях на выполнение работ в рамках реализации мероприятий Программы, заверенную финансовым органом муниципального района (городского округа) Томской области;
2) на оснащение учреждений социального обслуживания населения вспомогательной техникой, техническими средствами реабилитации, программным продуктом для слабослышащих и слабовидящих граждан в срок до 1 апреля текущего финансового года:
а) заявку на получение субсидии с указанием полного наименования учреждения, его местонахождения и ведомственной принадлежности, объемов финансовых средств, необходимых на реализацию мероприятий;
б) перечень технических средств и программных продуктов, необходимых для оснащения учреждений социального обслуживания;
в) выписку из решения представительного органа муниципального района (городского округа) Томской области на соответствующий финансовый год о бюджетных ассигнованиях на выполнение мероприятий Программы, заверенную финансовым органом муниципального района (городского округа) Томской области;
3) на обеспечение доступности пешеходных переходов для незрячих и слабовидящих граждан в срок до 1 апреля текущего финансового года:
а) заявку на получение субсидий с указанием перечня светофорных объектов, их местонахождения и ведомственной принадлежности, объемов финансовых средств, необходимых на реализацию мероприятий;
б) расчет стоимости работ по оборудованию светофорных объектов звукосигнальными устройствами;
в) выписку из решения представительного органа муниципального района (городского округа) Томской области на соответствующий финансовый год о бюджетных ассигнованиях на выполнение работ в рамках реализации мероприятий Программы, заверенную финансовым органом муниципального района (городского округа) Томской области.
Субсидии предоставляются муниципальным районам (городским округам) Томской области в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на софинансирование мероприятий в рамках реализации Программы между главными распорядителями бюджетных средств Программы и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области.
Условиями расходования субсидий муниципальными образованиями Томской области являются:
- целевое использование субсидий;
- своевременное представление отчетов об использовании субсидий.
Отчет об использовании субсидии представляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Томской области главным распорядителям бюджетных средств Программы нарастающим итогом с начала финансового года ежемесячно, в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Приложение N 5
к государственной программе
Томской области "Доступная среда
на 2014-2016 годы"
Порядок
определения объема и условие предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям на выполнение мероприятий по реализации государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
1. Настоящий Порядок устанавливает правила определения объема и условие предоставления субсидий из областного бюджета областным государственным бюджетным и автономным учреждениям (далее - Учреждение) на выполнение мероприятий по реализации государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" (далее - Субсидия).
2. Субсидия Учреждению предоставляется на выполнение мероприятий по реализации государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы".
3. Объем Субсидии Учреждению определяется в соответствии со сметой расходов на выполнение соответствующего мероприятия государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы", в пределах объема ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год на выполнение указанных мероприятия программы.
Смета утверждается государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя Учреждения.
4. Условием предоставления Субсидии Учреждению является заключение соглашения между исполнительным органом государственной власти Томской области, выполняющим функции и полномочия учредителя данного Учреждения и являющимся главным распорядителем средств областного бюджета (далее - Учредитель), и Учреждением о предоставлении Субсидии (далее - Соглашение).
5. Форма Соглашения устанавливается Учредителем. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления Субсидии в течение финансового года, порядок возврата Субсидии в областной бюджет в случае ее использования не в полном объеме, ожидаемые результаты предоставления субсидии, качественные и количественные характеристики достижения целевых показателей за счет предоставления субсидии, перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия.
6. Перечисление Субсидии Учреждению осуществляется на лицевой счет, открытый в Департаменте финансов Томской области для отражения операций со средствами, предоставленными из областного бюджета в виде субсидий на иные цели.
Постановлением Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а настоящая Программа дополнена приложением N 6, вступающим в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приложение N 6
к государственной программе
Томской области "Доступная
среда на 2014-2016 годы"
Порядок и условие
предоставления субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования "Городской округ Стрежевой" на приобретение легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников городского округа Стрежевой в 2014 году
1. Настоящий Порядок устанавливает правила предоставления из областного бюджета субсидии бюджету муниципального образования "Городской округ Стрежевой" на софинансирование расходов по приобретению легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников городского округа Стрежевой (далее - Субсидия).
2. Субсидия предоставляется в пределах объема ассигнований, предусмотренных на выполнение мероприятия государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы" по приобретению легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников, в соответствии с Методикой распределения бюджету муниципального образования "Городской округ Стрежевой" субсидии на софинансирование расходов по приобретению легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников городского округа Стрежевой в 2014 году, являющейся приложением к настоящему Порядку.
3. Условием предоставления субсидии является наличие правового акта муниципального образования "Городской округ Стрежевой" (далее - муниципальное образование), устанавливающего в соответствующем финансовом году расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия.
4. Субсидия предоставляется бюджету муниципального образования в соответствии с соглашением, заключенным Департаментом социальной защиты населения Томской области с уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования (далее - Соглашение).
5. В Соглашении должны быть предусмотрены следующие положения:
1) целевое назначение Субсидии;
2) условие предоставления и расходования Субсидии;
3) сведения о размере Субсидии;
4) сведения о наличии правового акта муниципального образования, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования, на исполнение которого предоставляется Субсидия;
5) сведения о размере финансового обеспечения за счет средств бюджета муниципального образования расходного обязательства муниципального образования, на исполнение которого предоставляется Субсидия;
6) уровень софинансирования из областного бюджета;
7) сроки и порядок представления отчетности;
8) осуществление контроля за соблюдением муниципальным образованием условий, установленных при предоставлении Субсидии.
6. Форма Соглашения устанавливается Департаментом социальной защиты населения Томской области.
7. Расходование Субсидии осуществляется в соответствии с заключенным Соглашением.
Условиями расходования Субсидии являются:
1) целевое использование Субсидии;
2) своевременное представление отчетов об использовании Субсидии.
8. Остатки Субсидии, не использованные в текущем финансовом году, подлежат возврату в доход областного бюджета в установленном порядке.
9. В случае если неиспользованные остатки Субсидии не перечислены в доход областного бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход областного бюджета в порядке, определяемом Департаментом финансов Томской области с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Приложение
к Порядку и условию предоставления
субсидии из областного бюджета бюджету
муниципального образования "Городской
округ Стрежевой" на приобретение
легкового автомобиля с устройством
для перевозки инвалидов-колясочников
городского округа Стрежевой в 2014 году
Методика
распределения бюджету муниципального образования "Городской округ Стрежевой" субсидии на софинансирование расходов по приобретению легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников городского округа Стрежевой в 2014 году
1. Настоящая Методика предназначена для определения размера субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования "Городской округ Стрежевой" на софинансирование приобретения легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников.
2. Размер субсидии, выделяемой бюджету муниципального образования "Городской округ Стрежевой", определяется по следующей формуле:
S = SMK x d, где:
S - объем субсидии бюджету муниципального образования "Городской округ Стрежевой" на софинансирование приобретения легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников;
SMK - общая стоимость легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников;
d - доля средств областного бюджета в общей стоимости легкового автомобиля с устройством для перевозки инвалидов-колясочников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Томской области от 24 декабря 2013 г. N 563а "Об утверждении государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014-2016 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования
Текст постановления опубликован на сайте Администрации Томской области (http://www.tomsk.gov.ru), в сборнике "Собрание законодательства Томской области" от 15 января 2014 г. N 1/1 часть 2
Постановлением Администрации Томской области от 1 декабря 2014 г. N 447а настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Томской области от 25 декабря 2014 г. N 516а
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2014 г.
Постановление Администрации Томской области от 27 октября 2014 г. N 403а
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Постановление Администрации Томской области от 21 июля 2014 г. N 272а
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Администрации Томской области от 31 марта 2014 г. N 98а