Можно ли путем заключения дополнительного соглашения изменить порядок расчетов в контракте на поставку аттестатов, заключенном муниципальным казенным учреждением, ценой до 50 тыс. руб. и сроком действия в 2023 году (было: аванс - 30%, постоплата - 70%; планируется изменить на: 100% - постоплата)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации существенные условия контракта о порядке оплаты принципиально могут быть изменены по соглашению сторон на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ при наличии соответствующего решения местной администрации в случае, если исполнение контракта невозможно по причине возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, препятствующих его исполнению. Однако вопрос о наличии оснований для изменения контракта по ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ определяется в каждой ситуации исходя из конкретных обстоятельств.
Обоснование позиции:
В силу требований п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги. Поскольку данные условия названы в законе в качестве обязательных, необходимых для согласования, они являются существенными условиями контракта. Это следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ, который, как и прочие нормы Гражданского кодекса РФ, применяется к контрактам, поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иное (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Ввиду этого необходимо учитывать ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в которой, в частности, установлено, что при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. В любых других случаях изменение контракта неправомерно и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
Соответственно, порядок оплаты может быть изменен только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ (смотрите также п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
Изменение порядка оплаты, предусмотренного муниципальным контрактом, принципиально допустимо на основании п. 4, п. 6, п. 8, п. 10, п. 13 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1, ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем в рассматриваемом случае заключить соответствующее дополнительное соглашение на основании п. 4, п. 8, п. 10, п. 13 ч. 1 ст. 95, ч. 65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ стороны не вправе, так как указанные нормы неприменимы к описанному в вопросе контракту.
На возможность изменения порядка оплаты указывает п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, однако такое изменение возможно только в случае уменьшения ранее доведенных до муниципального заказчика, как получателя бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств.
Особо отметим, что согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно. Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, включая указанные в вопросе (смотрите п. 1 письма Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697, письмо Минфина России от 18.04.2022 N 24-06-06/34049). При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а, во-вторых, принятием решения уполномоченного органа, в данном случае решения местной администрации.
В рамках данного ответа мы не можем судить о наличии независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, так как во многом решение данного вопроса зависит от условий контракта и обстоятельств, препятствующих его исполнению на изначально согласованных условиях.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
30 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"