Каковы основания выбора исполнителя по контракту, заключаемому:
1) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
2) на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закон N 44-ФЗ не содержит особого порядка определения единственного контрагента и не обязывает заказчика обосновывать такой выбор. При этом при осуществлении закупок малого объема контрагент должен соответствовать единым требованиям к участникам закупок.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и контракт в силу пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ является гражданско-правовым договором. Поэтому нормы Гражданского кодекса РФ должны применяться к отношениям по контрактам, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Таким образом, заключение и исполнение контракта осуществляются в соответствии с гражданским законодательством. Закон N 44-ФЗ устанавливает только некоторые особенности заключения контрактов, как правило - по итогам конкурентных процедур.
Положениями ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены случаи, при которых заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент). При этом Закон N 44-ФЗ не устанавливает порядок определения заказчиком контрагента при осуществлении таких закупок. Соответственно, выбор контрагента и заключение контракта в таких случаях осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (ч. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ).
Обратим внимание, что ст. 528 ГК РФ урегулирован порядок заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров, который применяется также при заключении государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных строительных работ (ст. 740 ГК РФ), а также проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК РФ) в силу п. 1 ст. 763, ст. 765 ГК РФ (Подробнее об этом смотрите в материале: Энциклопедия решений. Порядок заключения контракта с единственным поставщиком в случаях, не урегулированных специально). Согласно п. 1 ст. 528 ГК РФ проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется контрагенту, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Иными словами, в принципе, направление проекта контракта поставщиком заказчику по просьбе последнего также допускается.
Применение того же порядка к иным государственным и муниципальным контрактам, а также контрактам бюджетных учреждений и унитарных предприятий законом не предусмотрено. Тем не менее вышеприведенные нормы могут быть применены к иным контрактам по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ), если порядок заключения таких контрактов не урегулирован другими специальными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
Также отметим, что предусмотренный ч. 1 ст. 46 Закона N 44-ФЗ запрет на проведение переговоров заказчиком с участником закупки установлен в отношении конкурентных способов определения контрагентов. Закупки, осуществляемые на основании, в частности, п. 4 и п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не отнесены к конкурентным способам определения контрагента, в связи с чем на такие закупки положения указанной нормы не распространяются. Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 15.02.2023 N 24-03-08/12914.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного контрагента заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, в соответствии с этим Законом. А в ряде случаев, в том числе - в случае, предусмотренном п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обосновывает такую цену в соответствии с этим Законом и включает в контракт обоснование цены контракта. При этом ст. 22 Закона N 44-ФЗ не предусматривает никаких отдельных указаний в отношении рассматриваемых случаев, то и в них применяются те же методы, что и во всех прочих: установленный в качестве общего правила метод анализа рынка (сопоставимых рыночных цен), предусматривающих запрос 5 коммерческих предложений, нормативного, тарифного, проектно-сметного, затратного или иных методов, если вышеуказанные в какой-либо конкретной ситуации не применимы (ч. 1 и ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Однако ни Закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты при этом не устанавливают порядок определения заказчиком единственного контрагента, и не обязывают его заключать контракт только с теми лицами, которые предоставили ему свои коммерческие предложения (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Нормативный метод определения НМЦК по Закону N 44-ФЗ). А цена закупки работ по текущему ремонту помещений у единственного контрагента как на основании п. 4, так и на основании п. 23 ч. 1 Закона N 44-ФЗ может быть обоснована в том числе проектно-сметным методом (ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, выбор заказчиком единственного контрагента, в том числе при осуществлении закупок на основании п. 4 и п. 23 ч. 1 Закона N 44-ФЗ, осуществляется по его собственному усмотрению, с согласия второй стороны (ч. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ).
Вместе с тем при выборе контрагента для осуществления закупок в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан руководствоваться едиными требованиями к участникам закупок, установленными ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в том числе к отсутствию "конфликта интересов" (п. 9 ч. 1 ст. 31 этого Закона).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
30 мая 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"