Досье на проект федерального закона
В целях установления равных условий для субъектов малого и среднего предпринимательства и крупных торговых сетей пунктом 3 раздела 3 направления VI "Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.01.2020 N 19-р) (далее - план мероприятий), предусмотрена разработка и принятие федерального закона, предусматривающего установление принципа выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и лицензии на розничную продукцию при оказании услуг общественного питания (далее - лицензия) на каждый отдельный торговый объект или объект общественного питания.
В настоящее время организации платят за лицензию 65 000 рублей за год вне зависимости от количества принадлежащих им торговых объектов или объектов общественного питания. При установлении данного принципа организациям необходимо будет оплачивать госпошлину за выдачу лицензии на каждый торговый объект в целях соразмерного распределения финансовой нагрузки между хозяйствующими субъектами.
Для достижения указанной цели проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части лицензирования розничной продажи алкогольной продукции" (далее - законопроект) предусматривается подход, согласно которому сохраняется действующий порядок выдачи лицензии. При этом сумма госпошлины будет уплачиваться за каждое место осуществления деятельности, указанное в лицензии. В случае нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" деятельность организации будет приостанавливаться либо лицензия аннулироваться отношении того объекта, где было допущено нарушение.
Следует отметить, что в настоящее время в случае аннулирования или приостановления лицензии лицензиат лишается права продажи алкоголя во всех объектах, указанных в лицензии, даже если нарушение выявлено только в одном объекте. Это препятствует планированию и прогнозированию легального бизнеса по продаже алкоголя и, соответственно, создает предпосылки для роста нелегального рынка алкогольной продукции.
В этой связи необходимо отметить, что несмотря на действующие ограничения на проведение проверок в 2023 году произошло два инцидента приостановки действия лицензий на продажу алкоголя у торговой сети сначала в Санкт-Петербурге и затем в Свердловской области, что привело к значительным финансовым потерям компании. Принятие законопроекта позволит предотвратить случаи по одновременному прекращению торговли алкоголем во всей торговой сети.
Законопроект следует рассматривать одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации (в части изменения размера государственной пошлины за предоставление, продление и переоформление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)", предусматривающим снижение размера государственной пошлины до 20 000 рублей за каждый торговый объект или объект общественного питания в год.
Дата вступления в силу законопроекта соответствует дате вступления в силу указанного проекта федерального закона, так как достижение цели законопроекта возможно при условии снижения размера госпошлины.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Реализация положений проекта федерального закона будет осуществляться в рамках текущего финансирования.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует внесения изменений в иные законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.