Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 507329-8 "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - законопроект, Кодекс) разработан в целях уточнения порядка налогообложения услуг оператора реестра углеродных единиц (далее - Оператор) по проведению операций в реестре углеродных единиц в соответствии с федеральными законами от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее - Закон N 296-ФЗ) и от 6 марта 2022 г. N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации".
Основанием разработки законопроекта являются положения части 8 статьи 9 Закона N 296-ФЗ, а также указание Президента Российской Федерации от 31 июля 2021 г. N Пр-1371.
Законопроектом предусматривается освобождение от налога на добавленную стоимость (далее - НДС) оказания услуг Оператора по проведению операций в реестре углеродных единиц (проектируемый законопроектом подпункт 43 пункта 2 статьи 149 Кодекса).
Изменение в статью 149 Кодекса, содержащееся в законопроекте, будет способствовать снижению издержек исполнителей климатических проектов и иных участников рынка углеродных единиц, связанных с регистрацией в реестре углеродных единиц климатических проектов, выпуском и продажей углеродных единиц и единиц выполнения квоты.
Предложенная мера направлена на стимулирование реализации климатических проектов и на развитие рынка углеродных единиц в целом.
При этом услуги Оператора оказываются по регулируемым тарифам в соответствии с Правилами определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 518.
Таким образом, Оператор не сможет компенсировать отмену НДС повышением размера платы на свои услуги и тем самым исключить положительное влияние законопроекта на развитие рынка углеродных единиц.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта не повлечет за собой социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов профессиональной, предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В части выпадающих доходов бюджета Российской Федерации необходимо отметить, что произвести их точную оценку не представляется возможным с учетом следующих обстоятельств.
Регулирование ограничения выбросов парниковых газов - новая сфера правового регулирования на территории Российской Федерации, которая была сформирована в течение 2021 - 2022 годов.
Правоприменительная практика указанного регулирования началась со второй половины 2022 года.
Одно из направлений указанного регулирования - создание условий (инфраструктуры) для привлечения инвестиций в реализацию климатических проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения. Результатом реализации климатических проектов являются выпуск и продажа углеродных единиц. Операции, связанные с реализацией климатических проектов, выпуском углеродных единиц, их продажей, фиксируются в реестре углеродных единиц оператором путем оказания соответствующих услуг участникам обращения углеродных единиц.
В период с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2023 г. оператором оказаны следующие услуги в реестре углеродных единиц:
открытие счета в реестре углеродных единиц участникам обращения углеродных единиц (открыто 26 счетов, из них: 15 - юридическим лицам, 5 - индивидуальным предпринимателям и 6 - физическим лицам);
регистрация климатического проекта в реестре углеродных единиц (зарегистрировано 7 климатических проектов);
зачисление на счет исполнителя климатического проекта углеродных единиц при их выпуске в обращение (всего зачислена 84 471 углеродная единица);
изменение сведений (информации) о климатическом проекте в реестре углеродных единиц (изменения вносились по 1 климатическому проекту);
списание углеродных единиц со счета при их передаче другому участнику обращения углеродных единиц (списано 30 углеродных единиц).
Услуги оператора оказываются по регулируемым тарифам в соответствии с Правилами определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 518 (далее - Правила определения платы).
По факту оказанных оператором услуг за период с 1 сентября 2022 г. по 31 октября 2023 г. сумма НДС, уплаченная в пользу федерального бюджета, составила 252 тыс. рублей (таблица N 1).
Таблица N 1
N п/п |
Услуги оператора реестра углеродных единиц |
НДС 20%, тыс. рублей |
||
За период 1 сентября 2022 г. - 31 декабря 2022 г. |
За период 1 января 2023 г. - 31 октября 2023 г. |
Всего, за период 1 сентября 2022 г. - 31 октября 2023 г. |
||
1. |
Открытие счета в реестре углеродных единиц участнику обращения |
32,44 |
25,36 |
57,8 |
2. |
Регистрация климатического проекта в реестре углеродных единиц |
3,6 |
21,6 |
25,2 |
3. |
Зачисление на счет исполнителя климатического проекта углеродных единиц при их выпуске в обращение |
0,1 |
168,75 |
168,85 |
4. |
Изменение сведений (информации) о климатическом проекте |
0 |
0,2 |
0,2 |
5. |
Списание углеродных единиц со счета при их передаче другому участнику обращения углеродных единиц |
0,03 |
0 |
0,03 |
Итого |
36,17 |
215,91 |
252,08 |
Таким образом, при фактических за период 2022 - 2023 годов объемах обращения углеродных единиц и оказанных услуг в реестре углеродных единиц на один зарегистрированный в реестре углеродных единиц климатический проект приходится примерно 36 тыс. рублей НДС, перечисленного в федеральный бюджет.
Вместе с тем в принятых программных документах в сфере климатического регулирования в Российской Федерации отсутствуют прогнозные значения количества климатических проектов, которые могут быть инициированы к реализации.
В концессионном соглашении в отношении реестра углеродных единиц как информационной системы, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними, заключенного между Минэкономразвития России и АО "Контур" 15 декабря 2022 г. N С-280-ИТ/Д05, в качестве одной из технических характеристик предусмотрено, что информационная система должна обеспечивать регистрацию не менее 400 климатических проектов в год.
Таким образом, при ориентировочной оценке размера НДС на один климатический проект в 36 тыс. рублей при текущих объемах операций в реестре углеродных единиц можно предположить, что при выходе информационной системы на заданные параметры функционирования объем НДС может составить около 14,4 млн. рублей в год.
Вместе с тем важно учитывать, что реализация климатических проектов и функционирование рынка углеродных единиц в Российской Федерации осуществляются на основе принципа добровольности, что прямо закреплено в статье 3 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов".
Кроме того, заинтересованность бизнеса в реализации климатических проектов во многом зависит как от внутреннего регулирования, так и от международной повестки и геополитической обстановки в мире, в частности от решений по взаимному признанию углеродных единиц с отдельными иностранными странами на государственном уровне.
Таким образом, спрогнозировать в настоящее время реальный объем климатических проектов не представляется возможным.
Также важно учитывать, что согласно Правилам определения платы стоимость таких услуг оператора реестра углеродных единиц, как зачисление углеродных единиц на счет, передача углеродных единиц и аналогичных, рассчитывается исходя из стоимости такой услуги за углеродную единицу.
В этой связи расходы организаций - исполнителей климатических проектов на услуги оператора не равны и существенно отличаются у разных проектов в зависимости от объема выпущенных и проданных углеродных единиц, которые в свою очередь зависят от множества факторов, таких как объемы производства, используемые технологии, срок службы оборудования и другие.
Так, например, планируемый объем выпуска углеродных единиц в отношении уже зарегистрированных в реестре углеродных единиц климатических проектов варьируется от 2 тыс. углеродных единиц до 1,5 млн. углеродных единиц за весь период реализации соответствующих проектов.
В этой связи для прогноза выпадающих доходов федерального бюджета при принятии законопроекта следует учитывать не только планируемое количество климатических проектов, но и их технологические особенности, что представляется невозможным.
В этой связи любые допущения относительно выпадающих доходов федерального бюджета в связи с принятием законопроекта не имеют достаточной обоснованности.
При сохранении текущих темпов реализации климатических проектов законопроект не оказывает существенного влияния на изменение доходов федерального бюджета.
Одновременно имеются основания для предположения о компенсации указанных выпадающих доходов федерального бюджета за счет увеличения отчислений НДС, которые возникнут в связи со стимулированием деятельности по реализации климатических проектов. Указанные отчисления будут возникать в связи с расходами компаний прежде всего на закупку дорогостоящего оборудования, а также при получении обязательных заключений органов по валидации и верификации парниковых газов при реализации климатических проектов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.