Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 507335-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 102 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р. Законопроект направлен на совершенствование условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказания им психолого-педагогической помощи, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Законопроектом предлагается дополнить категорию обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий для получения образования, инвалидами (детьми-инвалидами), одновременно определяя механизм создания для них специальных условий - на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
В целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, законопроект предусматривает обязательность создания на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи психолого-медико-педагогических комиссий.
Для создания условий получения качественного доступного образования обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) законопроектом предлагается обязать образовательные организаций создавать специальные условия для получения образования указанными обучающимися, так как в настоящее время такое обязательство образовательных организаций предусмотрено нормативными актами Российской Федерации (например, приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии").
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить, какие именно специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) обязаны соблюдать педагогические работники.
Предлагаемые законопроектом изменения в статью 79 Федерального закона N 273-ФЗ уточняют перечень специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами), дифференцируя их на обеспечение доступа в здания и помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ, инвалидами (детьми-инвалидами) невозможно или затруднено, материально-технические, кадровые, отдельно выделяя форматы организации психолого-педагогической помощи обучающимся, а также определяют источник финансового обеспечения создания специальных условий - за счет средств учредителя.
Законопроектом также предлагается расширить перечень специальных условий организации образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью введением тьюторского сопровождения, отсутствующего в перечне специальных условий, закрепленных Федеральным законом N 273-ФЗ. Вместе с тем подзаконные акты - порядки организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденные приказами Минпросвещения России, регламентируют введение в штатное расписание организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, штатных единиц, в том числе тьютора.
Все категории обучающихся с ОВЗ, кроме обучающихся с умственной отсталостью, поименованы в Федеральном законе N 273-ФЗ с точки зрения их педагогической характеристики и, соответственно, необходимости создания специальных условий получения ими образования, а не с учетом наличия у них медицинского диагноза.
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается определение указанной категории с точки зрения наличия у обучающихся нарушений интеллекта (познавательной деятельности), препятствующих освоению образовательной программы наравне со сверстниками. Одновременно указанное изменение регулирует защиту персональных данных в части неразглашения медицинского диагноза третьим лицам.
Термин "умственно отсталый" является некорректным с точки зрения педагогики и психологии и заведомо ограничивает возможности детей, имеющих такой диагноз, в успешной социализации. В связи с изложенным законопроектом предлагается заменить термин "умственная отсталость" на термин "нарушение интеллекта", уже используемый в статье 92 Федерального закона N 273-ФЗ.
Законопроектом предлагается уточнить основания для организации получения образования на дому или в медицинской организации обучающимися, получающими общее образование, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации.
Федеральный закон N 273-ФЗ предусматривает предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В целях обеспечения равных прав обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, на получение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи вне зависимости от места проживания законопроектом предлагается установить типовой порядок оказания такой помощи, включающий типовой порядок деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
При этом установление типового порядка не будет ограничивать реализацию органами власти субъектов Российской Федерации "собственных" полномочий, поскольку позволит субъектам Российской Федерации сохранить специфику работы специалистов и деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (при наличии). Одновременно такое решение позволит повысить качество предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также будет содействовать эффективности достижения целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с инвалидностью создавались в 2011 - 2020 годах в инклюзивных образовательных организациях за счет средств государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363.
Также начиная с 2019 года в рамках мероприятия "Современная школа" национального проекта "Образование", направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, осуществляется обновление материально-технической базы, в том числе в части осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в отдельных ("коррекционных") общеобразовательных организациях.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" нормативы затрат на оказание услуг в сфере образования определяются в том числе с учетом создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, в том числе имеющими статус инвалида (ребенка-инвалида).
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует:
1. Издания:
1) приказа Минпросвещения России "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи".
Обоснование необходимости подготовки - реализация подпункта "в" пункта 4 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
Соисполнители - Минобрнауки России, Минздрав России, Минтруд России;
2) приказов Минпросвещения России:
а) "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
б) "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями интеллекта), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пунктов 5, 8, подпунктов "д", "е" пункта 9 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минпросвещения России;
3) приказа Минпросвещения России "Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пункта 4 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
Соисполнитель - Минздрав России;
4) приказов Минобрнауки России:
а) "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры";
б) "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пунктов 5, 8, подпунктов "д", "е" пункта 9 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнитель - Минпросвещения России.
2. Внесения изменений:
а) в распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 г. N 1845-р "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения региональных информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пункта 10 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования законопроекта.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
б) в приказы Минобрнауки России:
1) от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
2) от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Обоснование необходимости подготовки - приведение терминологии перечисленных нормативных правовых актов в соответствие с положениями принимаемого проекта федерального закона.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минпросвещения России;
в) в приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. N 245 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры".
Обоснование необходимости подготовки - реализация пунктов 5, 8, подпунктов "д", "е" пункта 9 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования законопроекта.
Головной исполнитель - Минобрнауки России;
г) в приказы Минпросвещения России:
от 26 августа 2020 г. N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";
от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
от 24 августа 2022 г. N 762 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования".
Обоснование необходимости подготовки - приведение терминологии нормативного правового акта в соответствие с положениями принимаемого проекта федерального закона.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
3. Признания утратившими силу:
а) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам".
Обоснование необходимости - реализация пунктов 5, 8, подпунктов "д", "е" пункта 9 статьи 1 законопроекта, постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Постановление N 2467);
Срок - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минпросвещения России;
б) приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Обоснование необходимости - реализация пункта 4 статьи 1 законопроекта, Постановление N 2467.
Срок - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
Соисполнитель - Минздрав России;
в) приказов Минобрнауки России:
1) от 19 ноября 2013 г. N 1258 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры";
2) от 19 ноября 2013 г. N 1259 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)".
Обоснование необходимости - реализация пунктов 5, 8, подпунктов "д", "е" пункта 9 статьи 1 законопроекта, Постановление N 2467.
Срок - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Соисполнитель - Минпросвещения России;
г) приказа Минпросвещения России от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
Обоснование необходимости - реализация пунктов 5, 8, подпунктов "д", "е" пункта 10 статьи 1 законопроекта, Постановление N 2467.
Срок - в течение 3 месяцев со дня принятия Государственной Думой законопроекта во втором чтении.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.