Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 319750-8 "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части установления возможности осуществления постоянного рейда в границах особо охраняемых природных территорий)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей в соответствии с пунктом 133 протокола заседания Совета Государственной Думы от 15 мая 2023 года N 100, рассмотрел проект федерального закона N 319750-8 "О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части установления возможности осуществления постоянного рейда в границах особо охраняемых природных территорий), внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.К. Араповым, С.В. Авксентьевой, К.А. Горячевой и другими, и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях наделения субъектов государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий правом осуществлять государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий посредством применения такого специального режима государственного контроля (надзора), как постоянный рейд, предусмотренного Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ (далее - Закон о государственном контроле).
Под постоянным рейдом в соответствии с Законом о государственном контроле понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и (или) перемещения их по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований (далее - постоянный рейд).
В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации у инспекторов отсутствует возможность применять постоянный рейд, в связи с чем снижается эффективность мероприятий, направленных на соблюдение физическими лицами обязательных требований, установленных действующим законодательством в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования на ООПТ).
По мнению авторов, законопроект направлен на повышение качества осуществления должностными лицами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора), мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований на ООПТ физическими лицами.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей концептуально поддерживает введение постоянного рейда при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Такая мера обеспечит соблюдение правового режима на рассматриваемых территориях, а также позволит оперативнее выявлять нарушителей и пресекать факты нарушения норм действующего законодательства.
Вместе с тем Комитет отмечает, что при рассмотрении возможности принятия указанных в законопроекте изменений федерального законодательства следует исходить не только из потенциально принесённой пользы таких нововведений, но и возможных, необратимых последствий в жизни людей, проживающих на рассматриваемых территориях.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Следует учитывать, что такие территории зачастую могут являться территориями исконной среды обитания коренных малочисленных народов, где они ведут традиционный образ жизни, осуществляют хозяйственную деятельность и занимаются промыслами. Это исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию.
К примеру, вся площадь государственного природного заповедника "Гыданский", расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе, является территорией традиционного природопользования кочующего населения из числа коренных малочисленных народов, чьи предки веками проживали на этой территории, чья исконная среда обитания и традиционный образ жизни связаны исключительно с животным миром.
Следует также учитывать, что режим осуществления постоянного рейда на рассматриваемых территориях может потребовать увеличения количества должностных лиц, уполномоченных на осуществление такого контроля (надзора). Увеличение штата (численности) таких должностных лиц потребует дополнительных расходов бюджетных средств. По информации Министерства финансов Российской Федерации дефицит федерального бюджета России по итогам первого квартала 2023 года составил 2,4 трлн. рублей, а к концу года запланирован в размере около 2,9 трлн. рублей.
Помимо этого, введение постоянного рейда и увеличение количества должностных лиц, уполномоченных на осуществление такого контроля (надзора), будет способствовать повышению административной нагрузки на граждан (физических лиц).
Введение режима осуществления постоянного рейда на рассматриваемых территориях может усложнить к ним доступ коренных малочисленных народов, что поставит реализацию их традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов в затруднительное положение. Ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, сместится с территорий исконной среды обитания.
Комитет полагает, что законопроект может быть поддержан в существующей редакции. Дополнительная проработка новых законоположений может быть учтена при подготовке указанного законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.Ю. Семигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.