Письмо ГТК РФ от 27 апреля 1998 г. N 01-15/8613
"О квалификации правонарушения"
Приказом ГТК РФ от 17 июля 2002 г. N 758 настоящее письмо признано недействующим с 1 июля 2002 г.
1. В связи с признанием 11 марта 1998 г. Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации разъясняю следующее.
В соответствии с таможенным законодательством на временном хранении под таможенным контролем находятся товары и транспортные средства с момента их представления и до их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом (ст. 145 ТК России).
Непринятие мер по обеспечению - это несовершение действий по выполнению установленных таможенным законодательством требований по проведению и завершению процедуры таможенного оформления - помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Таможенным законодательством установлены требования, выполнение которых необходимо для производства таможенного оформления и помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Одно из основных требований - декларирование товаров и транспортных средств, т.е. заявление по установленной форме и в установленные сроки точных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и иных сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 169 ТК России).
В соответствии со ст. 171 ТК России сроки подачи таможенной декларации не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств таможенному органу Российской Федерации.
Неподача (непредставление) таможенной декларации таможенному органу в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на временном хранении, в сроки, установленные ст. 171 ТК России, образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 263 ТК России "Нарушение сроков представления таможенному органу Российской Федерации таможенной декларации, документов и дополнительных сведений".
Ст.155 ТК России установлено, что общий (предельный) срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев. При этом в ч. 1 настоящей статьи оговорено, что сроки временного хранения устанавливаются, в том числе, исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации. Следовательно, определяя общий (предельный) срок временного хранения, законодатель исходил из предельного времени, необходимого на подачу таможенной декларации, т.е. ст. 155 ТК России установлен предельный срок подачи декларации.
(Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьей 155 ТК России ГТК России может устанавливать более короткие предельные сроки хранения отдельных категорий товаров на складах временного хранения).
Исходя из вышеизложенного, если в отношении товара и по окончании общего (предельного) срока их нахождения на временном хранении не будут выполнены требования таможенного законодательства, относящиеся к декларированию, такого рода бездействие, выразившееся в недекларировании товаров и транспортных средств, то есть незаявлении по установленной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 279 ТК России "Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств".
Предлагаемая модель применения указанной нормы позволит, с учетом альтернативности предусмотренных в ней санкций, в отличие от императивной санкции ст. 266 ТК России, индивидуализировать меру взыскания в каждом конкретном случае.
Данный вывод следует также и из содержания пункта 4 установочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного Кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.Гаглоевой и А.Б.Пестрякова" ("Российская газета", 26 марта 1998 г.).
2. Относительно дел, заведенных по ст. 266 ТК России до вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г., предлагаем руководствоваться следующим.
2.1. Постановление таможенного органа о наложении взыскания по ст. 266 ТК России, не вступившее в законную силу до 11 марта 1998 г., при рассмотрении вышестоящим таможенным органом в связи с жалобой подлежит отмене, а дело - направлению для дополнительного производства (со ссылкой на пункт 2 ч. 1 ст. 373 и пункт 4 ст. 374 ТК России).
По тем же основаниям подлежат пересмотру не вступившие в законную силу по состоянию на 11 марта 1998 г. постановления таможенных органов о наложении взыскания по ст. 266 ТК России в порядке контроля.
2.2. Постановление таможенного органа, вынесенное по ст. 266 ТК России, признанное арбитражным судом недействительным в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г., подлежит отмене вышестоящим таможенным органом, а дело - направлению для дополнительного производства (со ссылкой на пункт 2 ч. 1 ст. 373 и пункт 4 ст. 374 ТК России).
2.3. При рассмотрении в судах общей юрисдикции жалобы об отмене постановления таможенного органа, вынесенного по ст. 266 ТК России, на стадии изложения позиции ответчика, а также в выступлении в ходе судебного заседания представителя таможенного органа заявляется ходатайство об отмене постановления таможенного органа и направлении дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела в таможенном органе должностное лицо таможенного органа выносит решение, предусмотренное пунктом 5 ч.1 ст. 365 ТК России (о направлении дела для дополнительного производства).
2.4. В ходе дополнительного производства в предусмотренных выше случаях необходимо руководствоваться пунктом 2 письма ГТК России от 11.04.95 N 01-13/5096 "О порядке процессуального оформления переквалификации по делам о нарушении таможенных правил".
2.5. Пунктом 2 письма ГТК России от 11.04.95 N 01-13/5096 "О порядке процессуального оформления переквалификации по делам о нарушении таможенных правил" необходимо руководствоваться и по находящимся в производстве, не рассмотренным по состоянию на 11 марта 1998 г. делам о нарушении таможенных правил, заведенным по ст. 266 ТК России.
2.6. При производстве и рассмотрении дела, заведенного по признакам ч. 1 ст. 279 ТК России, должны быть соблюдены требования ст. 320 ТК России.
2.7. Товары и транспортные средства, конфискованные по вступившим в законную силу до 11 марта 1998 г. постановлениям таможенных органов о наложении взыскания по ст. 266 ТК России, обращенные в федеральную собственность, подлежат реализации в установленном нормативными актами ГТК России порядке. Процедуры по их реализации рассматриваются как операции с товарами, находящимися в федеральной собственности.
Заместитель Председателя
ГТК России |
И.А.Межаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 27 апреля 1998 г. N 01-15/8613 "О квалификации правонарушения"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Таможенные ведомости", 1998 г., N 8
Приказом ГТК РФ от 17 июля 2002 г. N 758 настоящее письмо признано не действующим с 1 июля 2002 г.