Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 289603-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о гарантиях прав кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства, при передаче земельных участков иным лицам для достройки объектов незавершенного строительства), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 289603-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о гарантиях прав кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства, при передаче земельных участков иным лица для достройки объектов незавершенного строительства), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроект подготовлен Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1, пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1, пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой" (далее - Постановление N 34-П).
В соответствии с пояснительной запиской законопроектом предлагается предусмотреть правовые гарантии защиты прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при прекращении их залоговых прав в связи с передачей земельного участка, объекта незавершенного строительства публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) или некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации (далее - Фонд субъекта Российской Федерации), либо в связи с осуществлением выплат возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений (до 7 кв. м), включенных в реестр требований участников строительства.
Концепция, предлагаемых законопроектом механизмов для обеспечения правовых гарантий защиты прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, требует дополнительного обсуждения и существенной доработки с учетом задач, ранее поставленных Правительству Российской Федерации Президентом Российской Федерации по вопросу завершения строительства проблемных многоквартирных домов, строительство которых осуществляется с привлечением денежных средств граждан-участников долевого строительства и сроки ввода в эксплуатацию которых нарушены (от 28.12.2018 N Пр-2523; от 12.02.2019 N Пр-555ГС; от 25.10.2019 N Пр-2196; от 20.04.2020 N Пр-699; от 25.03.2022 N Пр-542), по следующим основаниям.
1. Законопроект вносит существенные изменения в порядок определения размера выплат по текущим платежам и требований кредиторов по текущим платежам в рамках дела о банкротстве застройщика.
1). Устанавливается необходимость оплаты Фондом и Фондами субъектов Российской Федерации всех текущих платежей застройщика-банкрота. Для этого законопроектом предлагается пересмотреть закрепленный в пункте 5 статьи 201.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" подход к возмещению приобретателем имущества застройщика (Фондом или Фондами субъектов Российской Федерации), который в соответствии с пунктом 2 резолютивной части Постановления N 34-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.
В настоящее время действующем законодательстве в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) при передаче прав застройщика объекта незавершенного строительства в Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации, а также при передаче объекта в жилищно-строительный кооператив, созданный участниками строительства, или готовых помещений участникам строительства (в случае его завершения строительства в процедуре банкротства) предусмотрена необходимость погашение текущих платежей, связанных:
- с судебными расходами,
- выплатой вознаграждения арбитражного управляющего (первая очередь),
- а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди реестра требований кредиторов.
При этом в случае недостаточности иного имущества должника максимальная сумма погашения текущих платежей составляет не более 10% стоимости прав застройщика на объект (п. 5 ст. 201.10 Федерального закона N 127-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством определено, что требования по текущим платежам, не относящиеся к первой очереди текущих платежей, погашаются после полного удовлетворения требований участников строительства.
Между тем, законопроектом (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта) предлагается Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации дополнительно погашать следующие текущие платежи:
- требования о выплате выходных пособий и оплате труда, подлежащие удовлетворению должником в составе текущих платежей (2 очередь текущих платежей) - в полном объёме;
- требования по иным текущим платежам (3, 4 и 5 очереди) - в полном объеме, если недостаточно иного имущества должника для его погашения (третья очередь - вознаграждения лицам, выполняющим обязанности арбитражного управляющего; четвертая очередь -эксплуатационные платежи (коммунальные платежи, платежи по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам (далее - текущие эксплуатационные платежи); пятая очередь - иные текущие требования (обязательства из договоров, штрафы, пени, неосновательное обогащение, платежи по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование и тому подобные обязательства (пункт 2 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ);
- требования кредиторов первой и второй очереди реестра требований кредиторов (в размере, не превышающем 10 процентов стоимости прав застройщика на объект).
Фактически законопроектом предлагается погашать все без исключения текущие платежи, в том числе прямо не относящиеся к передаваемому приобретателю земельному участку с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (далее - объект) без учета влияния таких расходов на сохранность данного объекта, на содействие скорейшему завершению его строительства для последующей реализации.
Вместе с тем в пункте 2 резолютивной части Постановления N 34-П нормы по текущим платежам признаны несоответствующими Конституции РФ в той мере, в какой не допускается погашение требований кредиторов:
- по текущим платежам, не относящимся к первой очереди, в какой она была бы получена кредиторами, если имущество не было бы передано Фонду;
- по оплате труда по трудовому договору непосредственно на том объекте, который передан Фонду.
Кроме того, в пункте 5 Постановления N 34-П указано, что требования по текущим платежам подлежат удовлетворению из имущества самого должника, и в этой связи не могут считаться требованиями, удовлетворение которых гарантировано. В этой связи, в отношении необходимости погашения текущих платежей Постановлением N 34-П определено, что текущие платежи должны погашаться в том объеме, в каком они были бы погашены в случае, если объект не был бы передан Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации (далее - приобретатели). Если бы объект не был бы передан приобретателю, то в соответствии с нормами Федерального закона N 127-ФЗ такой объект был бы реализован с торгов, а денежные средства распределены в соответствии со статьей 201.14 указанного федерального закона. В этом случае погашение требований граждан - участников строительства по денежным обязательствам и расчеты с кредиторами в случае реализации предмета залога в деле о банкротстве застройщика осуществлялось бы в следующем порядке:
- 60% средств направляются на погашение требований залоговых кредиторов и участников строительства, являющихся залоговыми по отношению к объекту;
- 25% средств направляются на погашение требований участников строительства вне зависимости от их залогового статуса;
- 10% средств направляются на погашение требований первой и второй очереди реестра требований кредиторов;
- 5% направляются на погашение судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.
С учетом изложенного, законопроект в предлагаемой редакции ставит кредиторов по текущим платежам в преимущественное положение перед участниками строительства, что недопустимо.
Дополнительно полагаем целесообразным отметить, что норма о необходимости погашения всех текущих платежей уже существовала в законодательстве (Федеральный закон N 210-ФЗ от 12 июля 2011 г., которым вводился параграф 7 "Банкротство застройщиков"). Реализация Федерального закона N 127-ФЗ в редакции 2011 года привела к невозможности передачи квартир гражданам-участникам долевого строительства, а также передачи объекта незавершенного строительства в жилищно-строительные кооперативы, в связи с тем, что размер текущих платежей был существенным. Кроме того, указанная норма противоречила порядку распределения денежных средств от реализации предмета залога, которым определено, что на погашение текущих платежей может быть направлено только 5% от стоимости предмета залога.
Предлагаемый законопроектом возврат к регулированию 2011 года не будет способствовать решению проблем граждан-участников долевого строительства, чьи права нарушены недобросовестными действиями застройщиков, и соответственно, не позволит выполнить поручение Президента Российской Федерации о завершения строительства проблемных многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось с привлечением денежных средств граждан-участников долевого строительства и сроки ввода в эксплуатацию которых нарушены (Пр-542 от 25.03.2022).
Принимая во внимание, тот факт, что у застройщиков-банкротов одновременно может быть несколько объектов, целесообразно предусмотреть в законопроекте необходимость погашения только тех обязательств кредиторов по текущим платежам, которые непосредственно могут быть отнесены к конкретному объекту, право на который передается (передано) приобретателям (Фонду и Фондам субъектов Российской Федерации), и деятельность которых направлена на проведение отдельных мероприятий по строительству конкретного объекта, обеспечению сохранности такого объекта, а также будут способствовать успешному завершению его строительства.
Также, в проектируемой редакции подпункта 1 пункта 5 статьи 201.10 Федерального закона N 127-ФЗ (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта) следует уточнить, что в полном объеме погашению подлежит выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору непосредственно на объекте незавершенного строительства, который передается (передан) приобретателю.
2). Принятие законопроекта не способствует восстановлению прав граждан при достройке объектов силами жилищно-строительных кооперативов, поскольку предусмотренный законопроектом подход к оплате всех без исключения текущих платежей распространяется и на передачу объектов незавершенного строительства в жилищно-строительные кооперативы.
3). Отсутствие в финансово-экономическом обосновании к законопроекту (ФЭО) прогноза объемов средств, которые могут потребоваться Фондам субъектов Российской Федерации для выплат кредиторам по текущим платежам в делах о банкротстве застройщика, возбужденных до дня вступления в силу законопроекта (при условии, что до этого дня не осуществлена передача приобретателю земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями), не позволяет оценить объем требований, которые могут быть предъявлены к Фонду и к Фондам субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии Постановлением N 34-П судами пересматриваются и изменяются ранее принятые решения о передаче приобретателям прав на объект и исполнению ими обязательств должников перед участниками строительства в части, касающейся размера денежных средств, подлежащих перечислению в счет погашения текущих расходов должников.
Так, по делу о банкротстве ООО "Фирма "Свей" (Республика Татарстан, дело N А65-22387/2008) в соответствии с действующим законодательством обязательства по текущим платежам первой очереди отсутствуют, а при пересмотре решения суда такие обязательства составили дополнительно 1 401 млн. рублей (в том числе: 3-очередь - 1 089 млн. руб.; 4-очередь - 121 млн. руб.; 5-очередь - 191 млн. руб.).
По делу о банкротстве ООО "Еврострой-1" (Ставропольский край, дело N А63-23081/2019) в соответствии с действующим законодательством обязательства по текущим платежам первой очереди составили составляет 1 269 522 руб., второй очереди -1 282 964 руб., а при пересмотре решения суда составили (в том числе 3- очередь - 715 000 руб., 4-очередь -311 027 руб., пятой очереди 246 033 руб.).
В этой связи, реализация законопроекта однозначно приведет к увеличению размера выплат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В ФЭО к законопроекту указано, что источником расходов будет выступать имущество Фонда, формируемое, в том числе, за счет федерального и регионального бюджетов, и Фондов субъектов Российской Федерации. При этом потребность в дополнительном финансировании Фонда и Фондов субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не определена. Поступление исполнительных документов в результате пересмотра ранее принятых судебных решений, может привести к приостановке деятельности Фонда и Фондов субъектов Российской Федерации реализующих механизмы защиты прав граждан-участников долевого строительства, чьи права нарушены недобросовестными действиями застройщиков-банкротов.
Принимая во внимание, что реализация полномочий, связанных с защитой прав и законных интересов граждан-участников строительства, осуществляется Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации за счет средств консолидированного бюджета Российской Федерации, а финансирование таких полномочий осуществляется в виде имущественного взноса на финансирование обеспечения уставной деятельности таких некоммерческих организаций, погашение Фондом и Фондами субъектов Российской Федерации предусмотренных законопроектом всех текущих платежей застройщика-банкрота приведет к необоснованному расходованию средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и невозможности реализации механизмов достройки проблемных объектов.
По данным регионов в региональных бюджетах предусматриваются субсидии в виде имущественного взноса в имущество Фонда субъекта Российской Федерации, бюджетные ассигнования на его содержание, на социальные выплаты гражданам-участникам долевого строительства. Другие расходные обязательства по защите прав граждан-участников долевого строительства не предусматриваются.
В этой связи, принятие новых расходных обязательств приведет к увеличению долговой нагрузки регионов по программе реструктуризации бюджетных кредитов, полученных регионами из федерального бюджета.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете.
Данные требования не приняты во внимание при подготовке законопроекта, но должны быть обязательно учтены при доработке с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4). Требует дополнительного обоснования проектируемая редакция подпункта 1 пункта 5 статьи 201.10 Федерального закона N 127-ФЗ (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта), предусматривающая инициативный, а не судебный порядок погашения приобретателями требований кредиторов по текущим платежам и требований кредиторов первой и второй очереди.
Замена существующего судебного порядка предъявления требований по текущим платежам к приобретателям на инициативный порядок не обоснована и не поддерживается.
2. Законопроектом предусматривается наделение залоговых кредиторов, не являющиеся участниками строительства, чьи требования не были удовлетворены в деле о банкротстве (далее - "бывшие" залоговые кредиторы, не являющиеся участниками строительства), правом требовать у приобретателя компенсацию за прекращение их залоговых прав при передаче объекта приобретателю (пункты 3-5 статьи 3 законопроекта), при этом для Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации, которые являются одними из приобретателей, установлена обязанность при поступлении таких требований произвести расчеты с лицами, ранее являвшимися залоговыми кредиторами, в размере предъявленных ими требований.
Также законопроектом предусмотрено, что выплата компенсации "бывшим" залоговым кредиторам, не являющимся участниками строительства, должна осуществляться в первоочередном порядке, как если бы объект был реализован с торгов, а денежные средства распределены в соответствии со статьей 201.14 Федерального закона N 127-ФЗ.
1). Установление в законопроекте приоритета для внеочередного удовлетворения требований "бывших" залоговых кредиторов, перед гражданами-участниками строительства, чьи права нарушены недобросовестными действиями застройщика-банкрота, представляется необоснованным.
По результатам анализа картотеки арбитражных дел, проведенного на основании анализа 77 дел о банкротстве застройщиков, к лицам, ранее являвшимся залоговыми кредиторами, отнесены кредитные организации, на долю которых приходится 46% в общем объеме предъявляемых требований, которые ранее были обеспечены залогом прав застройщика-банкрота, на объекты, чьи требования не были удовлетворены в деле о банкротстве.
Основными бенефициарами (прямо или косвенно) являются следующие кредитные организации (далее - Банки):
ПАО "Сбербанк" (не менее 1,5 млрд. руб.);
ПАО Национальный банк "ТРАСТ" (не менее 0,9 млрд. руб.);
АКБ "ЛЕГИОН" (АО) (0,7 млрд. руб.);
АО "Альфа-Банк" (0,2 млрд. руб.);
АО КБ "Интерпромбанк" (0,3 млрд. руб.);
ПАО "Промсвязьбанк" (0,1 млрд. руб.);
АО "Россельхозбанк" (0,1 млрд. руб.)
В соответствии с действующим законодательством, в ходе конкурсного производства в деле о банкротстве застройщика требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 201.9 Федерального закона N 127-ФЗ):
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации сверх возмещения вреда, компенсации морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты по денежным требованиям граждан - участников строительства;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Таким образом, действующим законодательством устанавливается приоритетность удовлетворения требований участников строительства по отношению к другим кредиторам, также финансировавшим строительство объекта.
Установление приоритетного порядка удовлетворения требований "бывших" залоговых кредиторов, не являющихся участниками строительства, перед гражданами-участниками строительства, чьи права нарушены недобросовестными действиями застройщика-банкрота, не соответствуют задачам, поставленным перед Правительством Российской Федерации Президентом Российской Федерации, который в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации является ее гарантом, а также гарантом прав и свобод человека и гражданина, и может стать препятствием для решения таких задач.
В частности, Президентом Российской Федерацией было поручено (подпункт "а" пункта 1 перечня поручений от 12.02.2019 N Пр-555ГС) Правительству Российской Федерации обеспечить внесение и законодательство изменений, предусматривающих:
"определение порядка завершения строительства проблемных объектов, финансирование которых осуществляется с привлечением средств граждан-участников долевого строительства с использованием счетов эскроу, в том числе особого порядка передачи таких объектов другому застройщику",
"наделение субъектов Российской Федерации правом осуществлять завершение строительства проблемных объектов посредством создания специализированной некоммерческой организации, обеспечивающей завершение строительства таких объектов...".
В этой связи, концепция законопроекта требует существенной доработки с учетом имеющихся поручений Президента Российской Федерации.
Полагаем, что в основу концепции законопроекта должны быть положены специальные правила о банкротстве застройщиков, обеспечивающие приоритетную защиту граждан - участников строительства как непрофессиональных инвесторов и гарантирующие их право на жилище. Применение указанных правил должно быть направлено на достижение данной цели, а не на воспрепятствование ей.
2). Устанавливаемый законопроектом приоритет удовлетворения требований "бывших" залоговых кредиторов, не являющиеся участниками строительства, перед "бывшими" залоговыми кредиторами - участниками строительства, ухудшает положение таких участников строительства.
В частности без защиты остаются "бывшие" залоговые кредиторы - участники строительства, права которых также не восстанавливаются Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации (при площади помещений свыше 120 кв. м., при уступке прав требования от физических лиц и пр.). Такие лица, являющиеся участниками строительства, не получают выплаты денежной компенсации, и ставятся в худшее положение, по сравнению с лицами, не являющимися участниками строительства, что противоречит правовому смыслу параграфа 7 главы 9 Федерального закона N 127-ФЗ, устанавливающему особенности банкротства застройщиков и призванному защищать права участников строительства в приоритетном порядке.
Комитет полагает несправедливым и несбалансированным предлагаемый законопроектом механизм выплаты компенсаций отдельной группе "бывших" залоговых кредиторов. Для удовлетворения требований "бывших" залоговых кредиторов представляется целесообразным сохранить принцип очередности.
3). Законопроектом не предусматривается обязанность выплаты компенсации залоговым кредиторам в случае, если приобретателем объекта незавершенного строительства было другое юридическое лицо, а не Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, абзацем 6 пункта 1 статьи 201.15-1 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что приобретателем имущества должника помимо Фонда или Фонд субъекта Российской Федерации также может быть любое юридическое лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к застройщику в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ, иные приобретатели).
Предусмотренный законопроектом подход ухудшает положение Фонда или Фонд субъекта Российской Федерации и ставит их в неравное положение по сравнению с иными приобретателями имущества, что не соответствует статье 19 Конституции Российской Федерации.
4). Законопроектом не определен источник финансирования для выплаты денежной компенсации "бывшим" залоговым кредиторам, не являющимся участниками строительства, в случае, если объект строительства уже передан Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации, а также и порядок исполнения расходов.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, источником финансирования расходов выступает имущество Фонда, формируемое за счет федерального и регионального бюджетов, и имущество Фонда субъекта Российской Федерации, при этом правовая основа для использования такого имущества законопроектом не устанавливается.
Цели, на которые может использоваться имущество Фонда определены статьей 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 218-ФЗ (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), согласно которой имущество Фонда может использоваться на финансирование требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований залоговых кредиторов в целях возможности передачи Фонду объекта.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность использования имущества Фонда на погашение требований кредиторов после передачи объекта Фонду. Законопроектом изменений в данный Федеральный закон не предусматривается.
В случае, если объект уже передан Фонду субъекта Российской Федерации, его имущество формируется за счет средств, предоставленных Фондом на завершение строительства объектов, которые носят целевой характер и объектов недвижимого имущества. При этом, в соответствии с частью 4.2 статьи 13.4 Федерального закона N 218-ФЗ, денежные средства, полученные от реализации жилых и нежилых помещений, машино-мест, в отношении которых отсутствуют требования граждан, перечисляются Фондом субъекта Российской Федерации Фонду, за исключением суммы денежных средств, необходимых для погашения расходов Фонда субъекта Российской Федерации на реализацию таких объектов недвижимости.
Таким образом, у Фонда и Фондов субъектов Российской Федерации отсутствует имущество, которое могло бы являться источником финансирования для выплаты указанной компенсации.
Для определения источника финансирования расходов на выплату компенсации "бывшим" залоговым кредиторам, не являющимся участниками долевого строительства, необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон N 218-ФЗ и статью 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, по мнению Комитета, выплаты "бывшим" залоговым кредиторам, не являющимся участниками строительства, должны осуществляться исключительно за счет прибыли приобретателя, полученной от реализации жилых и нежилых помещений, машино-мест, в отношении которых отсутствуют требования граждан.
Средства, которые могут быть потрачены на удовлетворение требований "бывших" залоговых кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства, должны рассчитываться по единым правилам, требования к которым представляется целесообразным предусмотреть в Федеральном законе N 127-ФЗ.
5). В настоящее время Фондом и Фондами субъектов Российской Федерации, действующими в рамках дела о банкротстве застройщиков в целях защиты граждан-участников долевого строительства, приняты решения в отношении 1366 объектов, по которым при передаче имущества застройщика-банкрота Фонду или Фондами субъектов Российской Федерации не проводились выплаты "бывшим" залоговым кредиторам, не являющимся участниками строительства.
По данным Фонда в арбитражных судах в отношении требований лиц, ранее являвшихся залоговым кредиторами, к Фонду и Фондам субъектов Российской Федерации в настоящее время рассматриваются дела о взыскании с:
- федерального Фонда - 26 дел на сумму 0,85 млрд. руб.;
- Фондов субъектов Российской Федерации - 74 дела на сумму 2,2 млрд. руб.
Как указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, его принятие потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а потребность в дополнительных средствах составит 34 575 млн. руб.
В случае принятия законопроекта в представленной редакции потенциальный финансовый риск для отдельных регионов по их данным может составить порядка 20 млрд. рублей.
Осуществление указанных расходов не предусмотрено Федеральным законом от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Подавляющее большинство заявлений о выплате компенсации подано "бывшим" залоговым кредиторам, не являющимся участниками строительства, начиная с декабря 2022 года. Еженедельный прирост заявлений составляет 4-6 дел. Таким образом, объем средств, которые могут потребоваться для удовлетворения требований "бывших" залоговых кредиторов, не являющихся участниками строительства, может значительно и непредсказуемо отличаться от объема средств, указанных в пояснительной записке к законопроекту.
По данным Минфина России по итогам пяти месяцев (январь-май) 2023 года дефицит бюджета составил 3,41 трлн. рублей.
В этой связи, Комитет полагает, что при внесении изменений в законодательство в указанных целях представляется целесообразным предусмотреть в Федеральном законе N 214-ФЗ, что на денежные средства полученные Фондами субъектов Российской Федерации в качестве субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на обеспечение уставной деятельности не может быть обращено взыскание по обязательствам "бывших" залоговых кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства (иммунитет на средства бюджетов).
6). При доработке законопроекта, необходимо учесть формирующуюся в настоящее время судебную практику, согласно которой "бывшие" залоговые кредиторы, не являющиеся участниками строительства, в некоторых случаях получают денежных средств больше, чем они получили бы при реализации имущества на торгах в ходе банкротства застройщика.
В законопроекте представляется целесообразным определить круг залоговых кредиторов, не являющиеся участниками строительства, которые могут предъявлять к Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации требования по обеспеченным залогом обязательствам, а также срок, в течение которого может быть ими приобретен статуса "залогового кредитора".
Кроме этого, целесообразно проработать вопрос о реализации временного порядка защиты прав бывших залоговых кредиторов застройщика-банкрота, перед которыми у Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации не возникли обязательства по передаче помещений (1366 объектов), определенного в Постановлении N 34-П, предусмотрев механизм предоставления им компенсаций после реализации Фондом или Фондами субъектов Российской Федерации предмета залога и окончательного установления суммы их расходов на достройку объектов. Порядок определения сроков выплаты компенсации и определение ее размера должен быть определен непосредственно в законе.
В отношении удовлетворения требований "бывших" залоговых кредиторов, не являющихся участниками долевого строительства, которыми являются кредитные организации, представляется целесообразным дополнительно проработать вопрос о страхования кредитных договоров застройщиков, обеспеченных залогом, размера страхового возмещения по кредитным обязательствам. В этом случае, представляется целесообразным принять во внимание, что банк является профессиональным участником рынка, и обладает доминирующим положением по отношению к заемщику-застройщику. Следовательно, кредитная организация имеет больше возможностей по защите своих интересов. При доработке законопроекта представляется целесообразным проработать вопрос о страховых случаях при страховании кредитных договоров застройщиков, обеспеченных залогом.
3. Редакция части 1 статьи 3 законопроекта требует доработки, поскольку положения частей 14 и 16 статьи 16 Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", признаваемые законопроектом утратившими силу, не подлежат применению вне зависимости от даты возбуждения дела о банкротстве застройщика.
Субъектами Российской Федерации представлены замечания к законопроекту, которые учтены при подготовке настоящего заключения. Отдельными субъектами Российской Федерации законопроект не поддерживается.
К законопроекту имеются замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, в соответствии с которым, данный законопроект может быть поддержан для принятия Государственной Думой в первом чтении при условии дополнительной проработки высказанных замечаний.
На основании изложенного, проект федерального закона N 289603-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" может быть принят в первом чтении при условии его доработки поправками Правительства Российской Федерации по указанным замечаниям.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.