Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается провести эксперимент на территории Республики Крым, Краснодарском крае, городе федерального значения Севастополе по предоставлению гостиничных услуг в индивидуальных жилых домах или части индивидуального жилого дома, в которых номера и помещения вспомогательного характера используются для осуществления указанных услуг (далее - эксперимент).
По результатам рассмотрения законопроекта сообщаем следующее.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе предоставлять жилые помещения гражданам на основании договора найма (статья 209, глава 35 указанного Кодекса). При этом законодательством установлен запрет на размещение гостиниц в жилых помещениях (статья 17 Жилищного кодекса Российской Федерации). В связи с этим, в целях соблюдения и защиты законных интересов собственников жилых помещений, при проведении указанного эксперимента необходимо предусмотреть разграничение правового режима использования таких помещений, находящихся в индивидуальных жилых домах, предоставляемых гражданам на основании договора найма, с режимом использования жилых помещений, признаваемых гостевыми домами, и в которых оказываются гостиничные услуги (статья 2 проекта федерального закона).
Согласно части 1 статьи 1 законопроекта целями эксперимента являются обеспечение защиты прав потребителей, их безопасности, создание благоприятных условий для развития курортной инфраструктуры. Вместе с тем правовое регулирование, предлагаемое законопроектом, не позволяет достичь заявленных целей. Так, в законопроекте отсутствует механизм признания индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) гостевым домом: кем и в каком порядке проводится оценка соответствия требованиям, предъявляемым к гостевым домам, кто является участником эксперимента и кто подает сведения в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", каким документом подтверждается присвоение средству размещения статуса "гостевой дом", не определен порядок принятия решения об отказе в осуществлении такого признания и доведения данной информации до заявителя. Кроме того, проектом не урегулирован вопрос осуществления контроля за деятельностью, связанной с оказанием гостиничных услуг в гостевых домах, на период проведения эксперимента, а также ответственности лиц, оказывающих данные услуги, в случае нарушения требований законодательства.
Статья 5 проекта содержит требования к рекламе гостевых домов, что не согласуются со статьей 4 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", согласно которой такие требования могут содержаться только в указанном Федеральном законе или ином федеральном законе, принятом в соответствии с ним.
Положения статьи 7 законопроекта, определяющие дату вступления в силу проектируемого федерального закона (1 апреля 2024 года), и части 2 статьи 3 законопроекта, определяющие дату внесения сведений о гостевых домах в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей (1 января 2024 года) нуждаются в согласовании.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.