Замечания Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 372345-8 "О гарантировании прав по договорам страхования жизни в целях защиты интересов физических лиц", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.Н. Свистуновым, Н.Г. Цедом, А.В. Терентьевым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым и другими
Досье на проект федерального закона
В пункте 1 статьи 2 законопроекта вводится понятие "договор страхования жизни". Вместе с тем в целях однозначного толкования положений законопроекта и недопущения злоупотребления со стороны страховщиков в части недостаточного информирования граждан полагаем возможным исключить из статьи 2 законопроекта понятие "договор страхования жизни", определив при этом в статье 4 законопроекта круг договоров страхования, права по которым гарантируются в связи с наступлением гарантийного случая.
Согласно пункту 1 статьи 2 законопроекта права страхователя гарантируются не только по договору страхования жизни, но и по договорам иных видов личного страхования, объекты которых приведены в пунктах 2 и 3 статьи 4 указанного Закона Российской Федерации.
Кроме того, нет необходимости вводить понятие реестра гарантийных выплат по договорам страхования жизни.
Следует уточнить данное в пункте 5 статьи 2 законопроекта понятие гарантийной выплаты, так как гарантийная выплата - это выплата, которая осуществляется в связи с наступлением гарантийного случая (пункт 6 указанной статьи).
Статью 4 законопроекта целесообразно исключить, так как согласно законопроекту гарантируется выплата в связи с наступлением страхового случая, но не право по договору страхования.
В абзаце первом части 1 статьи 6 законопроекта содержится отсылка к части 2 статьи 12 законопроекта (об информации, необходимой для формирования реестра гарантийных выплат), в которой также имеется отсылка к нормативному акту Банка России, который будет определять перечень сведений для расчета размера гарантийной выплаты.
Следует уточнить результаты деятельности ответственного актуария, который привлекается для осуществления расчета величины обязательств страховщика по каждому договору страхования жизни (абзац второй части 1 статьи 6 законопроекта). Необходимо соотнести положения частей 4 и 7 статьи 6 законопроекта. Статьей 7 законопроекта определяется порядок направления заявления об осуществлении гарантийной выплаты в электронной форме, в связи с чем целесообразно предусмотреть в данной статье порядок подачи такого заявления на бумажном носителе. Является также целесообразным все процедурные вопросы, связанные с подачей заявления об осуществлении гарантийной выплаты, включить в одну статью.
Частью 5 статьи 6 законопроекта предусмотрен единственный способ осуществления гарантийной выплаты - перечисление денежных средств на банковский счет лица. В законопроекте следует предусмотреть возможность получения гарантийной выплаты наличными денежными средствами в соответствии с пунктом 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 8 статьи 6 законопроекта устанавливается, что лицо, имеющее право на гарантийную выплату, вправе восстановить пропущенный им срок для представления заявления об осуществлении гарантийной выплаты. Решение о восстановлении указанного срока принимается правлением государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство). При этом не определен порядок действий указанного лица в случае отказа в восстановлении пропущенного срока. Целесообразно указать на возможность обжалования решения Агентства об отказе в восстановлении срока для представления заявления об осуществлении гарантийной выплаты.
Кроме того, в целях поддержки участников специальной военной операции пункт 2 части 8 указанной статьи предлагается дополнить словами ", или в случае призыва указанного лица на военную службу по мобилизации либо заключения им контракта в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" или контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, - на период прохождения указанным лицом военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо после окончания действия заключенного указанным лицом контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации".
Следует также соотнести положения части 1 статьи 8 законопроекта, определяющей, за счет каких средств формируется фонд гарантирования прав по договорам страхования жизни, и определение понятия этого фонда, данное в пункте 7 статьи 2 законопроекта.
Согласно части 9 статьи 9 законопроекта обязанность страховщика по уплате гарантийных взносов и процентов считается исполненной с момента зачисления денежных средств на специальный счет Агентства в Банке России. При этом в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона "О национальной платежной системе" перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика.
С учетом предусмотренной частью 8 статьи 9 законопроекта ответственности страховщиков за несвоевременную уплату гарантийных взносов исполнение обязанности страховщика по уплате гарантийных взносов целесообразно признавать с момента списания денежных средств с его расчетного счета в кредитной организации по аналогии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" и Федеральным законом "О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению".
Предлагаемый законопроектом механизм определения ставок гарантийных взносов нуждается в уточнении. В частности, полномочие Агентства по изменению минимальной ставки гарантийного взноса в период, когда должна применяться максимальная ставка гарантийных взносов, является излишним. В такой ситуации следует предоставить Агентству право при необходимости корректировать максимальную ставку гарантийных взносов, определив пределы такой корректировки и дату начала применения страховщиком новой ставки.
Требуется уточнить, что включают в себя процедуры, предусмотренные частью 1 статьи 11 законопроекта.
В части 2 статьи 12 законопроекта указано, что перечень сведений, необходимых для расчета размера гарантийной выплаты, определяется нормативным актом Банка России, в связи с чем неясно, какие дополнительные сведения (часть 3 статьи 12 законопроекта) вправе требовать Агентство от страховой организации.
Необходимо предусмотреть в отношении Агентства при осуществлении гарантийных выплат исполнение обязанностей и реализацию прав, возложенных на страховые организации (иностранные страховые организации) и обусловленных требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Законопроектом устанавливаются новые полномочия Банка России (статьи 1 и 3, часть 1 статьи 6, части 4 и 6 статьи 8, статья 12), однако необходимые изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не вносятся.
Требуются дополнительные пояснения в части финансово-экономического обоснования к законопроекту, в том числе с учетом реалий страхового рынка. Кроме того, недостаточно проработана терминология законопроекта, включая основные понятия, а также сфера действия законопроекта не соотнесена со сферами действия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.