Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 410399-8 "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(об усилении мер административной ответственности за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации),
внесенный депутатами Государственной Думы Д.Н. Кобылкиным, В.В. Бурматовым, Г.К. Араповым, В.А. Фетисовым, А.Н. Грешневиковым, А.Б. Коганом, Е.В. Марковым, Ж.А. Рябцевой, А.Ф. Ягафаровым, А.Н. Пономаревым, З.З. Байгускаровым, Б.В. Агаевым, Н.Р. Будуевым, В.В. Лихачевым, О.А. Лебедевым, О.Д. Валенчуком, М.Е. Ивановым, О.А. Михайловым, А.А. Скачковым, В.Н. Шуваловым, Т.Т. Баженовым, С.В. Бурлаковым, М.В. Васильковой
Досье на проект федерального закона
Приложение
к решению Комитета
от 25 октября 2023 г. N 95.2
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды в части вопросов своего ведения рассмотрел проект федерального закона N 410399-8 "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается усилить административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации.
В настоящее время наблюдается повышение уровня загрязнения окружающей среды на территории населенных пунктов. Так, в 2022 г. на территории городских поселений 69 субъектов Российской Федерации установлено превышение предельной допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (согласно данным государственного доклада "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2022 году").
Также остается высокий уровень химической нагрузки на население, проживающего на территории Российской Федерации. В 2022 г. воздействию комплексной химической нагрузки (химическое загрязнение продуктов питания, питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы) подверглось население численностью 74,2 млн человек в 41 субъекте Российской Федерации (50,7% населения).
Кроме того, анализ правоприменительной практики за 2019 - 2021 гг. показывает значительное количество совершаемых правонарушений по статье 8.5 КоАП и их рост.
По данным Росприроднадзора, Роспотребнадзора, а также Росгидромета совокупное количество рассмотренных в установленном порядке административных дел по статье 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в 2019 г. составило 5455, в 2020 г. - 7045, в 2021 г. - 7704.
Учитывая изложенное, существует актуальная потребность в представлении достоверной экологической информации как природопользователями в соответствующих отчетах и декларациях, так и должностными лицами органов государственной власти при реализации положений статьи 4.3. "Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)" Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Вместе с тем, низкие размеры штрафов, предусмотренные статьей 8.5 КоАП, не способствуют надлежащему исполнению положений законодательства Российской Федерации о предоставлении достоверной экологической информации, так как размер штрафных санкций в большинстве случаев не является ощутимым для должностных и юридических лиц.
Так, например, текущая редакция статьи 8.5 КоАП предусматривает за соответствующие правонарушения административные штрафы для должностных лиц в размере от 3 до 6 тысяч рублей; для юридических лиц - от 20 до 80 тысяч рублей.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается за сокрытие и искажение экологической информации установить административные штрафы для должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 до 200 тысяч рублей.
Также законопроектом предлагается ввести административное наказание за совершение повторного правонарушения в части сокрытия и искажения экологической информации для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет, для юридических лиц - в виде административного штрафа в размере от 200 до 300 тысяч рублей.
Усиление административной ответственности за указанные правонарушения позволит обеспечить представление своевременной и достоверной экологической информации.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды поддерживает принятие законопроекта N 410399-8 "О внесении изменений в статью 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.