Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 21 ноября 2023 г. N 3.5-02/2588
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений"
(проект N 448561-8)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2023 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года N Пр-528 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года в части обеспечения с 1 января 2024 года дополнительного повышения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) на 10%.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) МРОТ исчисляется исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42%.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 года N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - Федеральный закон N 22-ФЗ) с 1 января 2023 года МРОТ был установлен в сумме 16 242 рубля. При этом соотношение МРОТ с медианной заработной платой за 2021 год составило 45,9%.
С 1 января 2024 года МРОТ устанавливается в сумме 19 242 рубля (увеличение на 18,5%). Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год увеличится до 47,7%.
В этой связи из статьи 1 Федерального закона N 82-ФЗ исключаются нормы, касающиеся установления МРОТ исходя из 42% медианной заработной платы. При этом с 1 января 2024 года признаются утратившими силу статьи 2 и 3 Федерального закона N 522-ФЗ, согласно которым с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года регламентировалось приостановление исчисления МРОТ исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год и установление его соотношения с медианной заработной платой в размере 42%, а также предусматривалось исчисление МРОТ в 2023 и 2024 годах исходя из темпа его роста, превышающего на 3 процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту федерального закона реализация его положений будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2024 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в связи с повышением МРОТ в 2024 году составят: работников федеральных государственных учреждений (к средствам, заложенным в федеральный бюджет) - 19,7 млрд рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - 126,4 млрд рублей. Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики определены в 2024 году в объеме 47,4 млрд рублей (к предыдущему году).
При этом комитет обращает внимание на увеличение финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации в связи с увеличением величины МРОТ с 1 января 2024 года. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о выделении бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета на указанные цели.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.