Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 404786-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект, проект федерального закона), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дать кредитным и отдельным некредитным финансовым организациям 1 (далее - отдельные поднадзорные Банку России финансовые организации) право на договорной основе поручать поставщикам услуг аутсорсинга информационных технологий и (или) облачных услуг (далее - поставщики) оказывать эти услуги таким финансовым организациям.
Поддерживая концепцию проекта федерального закона, направленную на обеспечение стабильности и непрерывности деятельности отдельных поднадзорных Банку России финансовых организаций, повышение оптимизации и эффективности их деятельности, Комитет считает важным отметить следующее.
Для этих целей проект федерального закона:
1. предусматривает определение понятий "поставщик услуг аутсорсинга информационных технологий и облачных услуг", "услуги аутсорсинга информационных технологий", "облачные услуги". Данные понятия предлагается раскрыть в каждом действующем федеральном законе, регулирующем деятельность отдельных поднадзорных Банку России финансовых организаций.
По мнению Комитета, дополнительного обсуждения требует необходимость закрепления понятий в законодательстве Российской Федерации "поставщик услуг аутсорсинга информационных технологий и облачных услуг", "услуги аутсорсинга информационных технологий", "облачные услуги" с учетом того, что в настоящее время в статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" содержится терминология, достаточная для урегулирования проектируемых правоотношений.
Кроме того обращаем внимание, что под аутсорсингом понимается оказание заказчику определенных услуг или выполнения работ сторонней организацией по гражданско-правовому договору. Гражданский кодекс Российской Федерации 2 уже содержит регулирование отношений, возникающих по поводу делегирования третьим лицам выполнения работ, оказания услуг. В связи с этим Комитет обращает внимание, что введении новой терминологии имеет смысл только при условии установления особенностей проектируемых отношений.
2. раскрывает, кто вправе быть таким поставщиком, а также устанавливает, что право привлекать поставщиков услуг аутсорсинга и (или) облачных услуг будет возникать при условии выполнения всех обязательных требований в части порядка привлечения, взаимодействия, а также соответствия информационных систем поставщиков, которые будут установлены Банком России по согласованию с ФСБ России, ФСТЭК России и Минцифры России.
Проектируемыми нормами предусматривается, что отдельные поднадзорные Банку России финансовые организации будут передавать на обработку, размещение, хранение информацию и сведения, которые они получают в рамках осуществляемой ими деятельности. Оборот такой информации и сведений предлагается осуществлять без получения согласия клиентов.
Вместе с тем стоит отметить, что такая информация и сведения содержат персональные данные, в связи с чем необходимо предусмотреть, что обработка, размещение, хранение передаваемых информации и сведений, возможны при наличии согласия субъекта персональных данных.
Кроме того, учитывая, что предусматривается оборот персональных данных и иной информации, обладающей признаками конфиденциальности, предлагается дополнительно оценить возможность привлечения иностранных поставщиков к оказанию услуг по аутсорсингу и облачных услуг.
Нумерация приводится в соответствии с источником
4. обязует поставщиков и их должностных лиц соблюдать конфиденциальность информации, получаемой в процессе взаимодействия с отдельными поднадзорными Банку России финансовыми организациями при оказании последним услуг аутсорсинга и облачных услуг, а также распространяет на поставщиков и их должностных лиц ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за разглашение такой информации (например, банковской тайны).
5. Согласно отдельным проектируемым нормам 3 у поставщика может не быть лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, если такой поставщик входит в банковскую группу финансовой организации, которая поручает на договорной основе оказать услуги аутсорсинга информационных технологий и (или) облачные услуги. При этом в законопроекте и представленных к нему пояснительных материалах не приводится достаточной и убедительной аргументации подобного исключения.
По мнению Комитета, данная проектируемая норма вступает в противоречие с нормой законопроекта в части установления Банком России совместно с ФСБ России, ФСТЭК России и Минцифры России обязательных требований в части порядка привлечения, взаимодействия и соответствия информационных систем поставщиков.
Кроме того остается неясным, в случае если поставщик входит в банковскую группу финансовой организации, он будет вправе оказывать услуги поставщика исключительно лицам, входящим в эту же банковскую группу, либо, также, иным лицам. Если предполагается, что такой поставщик будет вправе оказывать услуги любым лицам, то это создаст неравные конкурентные условия на рынке оказания услуг аутсорсинга и облачных услуг.
Комитет отмечает, что во исполнение норм проекта федерального закона потребуется издание ряда нормативных актов Банка России, проекты которых необходимо разработать заблаговременно, до принятия соответствующего законопроекта во втором чтении.
Учитывая все вышесказанное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные рейтинговые агентства, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, микрофинансовые организации, бюро кредитных историй, ломбарды
2пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 702
3 Проектируемые подпункт 31 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", часть 7 статьи 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.