Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Кирилловых А.А. Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации
А.А. Кирилловых - доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, Киров, Россия
В статье проводится анализ организационных и правовых проблем обеспечения гражданам доступа к высшему образованию в рамках реализации конституционной гарантии права каждого на образование.
Задачи исследования - провести анализ организационно-правовых проблем и перспектив механизма обеспечения доступности высшего образования, отметить возможные направления совершенствования указанного механизма с учетом различных критериев и факторов.
Методы исследования: аналитический, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Право на образование лежит в основе образовательной функции государства, является определяющим элементом в осуществлении государственной образовательной политики, призванной эффективно реализовывать частные и публичные интересы в образовательной сфере. Через призму принципов государственной политики в сфере образования, реализации социально-экономической функции государства предлагаются меры по повышению уровня доступности высшего образования, а также институционализация данного базового принципа в действующем образовательном законодательстве. Автор полагает, что в настоящее время доступность высшего образования может быть рассмотрена и обеспечена наличием: оптимальной сети образовательных организаций, в том числе их обособленных подразделений, предоставляющих услуги в сфере высшего образования, в части их общего числа и территориального размещения; образовательных программ высшего образования соответствующего уровня (бакалавр - магистр) и форм (технологий) обучения у образовательных организаций, способных удовлетворить спрос потребителей образовательных услуг; экономических возможностей у абитуриентов и их родителей (законных представителей) обеспечить академическую мобильность (оплата расходов, связанных с проживанием в другой местности, стоимости проезда и т.п.); правореализационных механизмов расширения права доступа в образовательном законодательстве, включая регламентацию условий и процедуры целевого приема, отчисления, восстановления обучающихся в образовательных организациях. Последовательная реализация принципа доступности высшего образования должна найти отражение в подзаконных нормативных актах, в том числе на уровне целевых программ развития образования, направленных на практическое внедрение экономических и организационных инструментов обеспечения его доступности.
Ключевые слова: образование, право, гарантия, гражданин, государство, общество, благо, доступность
Kirillovykh A.A. Availability of Higher Education as a Principle of State Educational Policy: Prospects for Institutionalization
A.A. Kirillovykh - Vyatka State University, Kirov, Russia
The article analyzes the organizational and legal problems of providing citizens with access to higher education within the framework of ensuring the constitutional guarantee of everyone's right to education.
The objectives of the study are to analyze the organizational and legal problems and prospects of the mechanism for ensuring accessibility of higher education, taking into account various criteria and factors, to note possible directions for improving this mechanism.
Research methods: analytical, formal-legal, comparative-legal.
The right to education is at the heart of the educational function of the state, is a defining element in the implementation of the state educational policy, designed to effectively implement private and public interest in the educational sphere. Through the prism of the principles of state policy in the field of education, the implementation of the socio-economic function of the state, measures are proposed to increase the level of accessibility of higher education, as well as the institutionalization of this basic principle in the current educational legislation. The author believes that at present the availability of higher education can be considered and ensured in several aspects: the availability of an optimal network of educational organizations, including their separate units providing services in the field of higher education, in terms of their total number and territorial location; the availability of educational organizations of educational programs of higher education of the appropriate level (bachelor-master) and forms (technologies) of training that can meet the demand of consumers of educational services; the availability of economic opportunities for applicants and their parents (legal representatives) to ensure academic mobility (payment of expenses related to living in another locality, travel costs, etc.); the availability of legal implementation mechanisms for expanding access rights in the current educational legislation, including the regulation of conditions and procedures for targeted admission, deduction, restoration of students to educational organizations. Consistent implementation of the principle of availability of higher education should be reflected in by-laws and regulations, including at the level of targeted educational development programs aimed at the practical implementation of economic and organizational tools to ensure its availability.
Keywords: education, law, guarantee, citizen, state, society, benefit, availability
Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации
Автор
А.А. Кирилловых - доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, Киров, Россия
"Журнал российского права", 2022, N 5