• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан (А.Е. Постников, журнал "Журнал российского права", N 5, май 2022 г.)

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Заказать

Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Постников А.Е. О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан


А.Е. Постников - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия


При проведении выборов в России и зарубежных странах отдельные отношения, связанные с организацией и проведением выборов, могут регулироваться наряду с законом также подзаконными нормативными актами (актами главы государства, органов исполнительной власти, избирательных комиссий и т.п.). В ряде случаев можно наблюдать и более масштабное регулирование выборов подзаконными актами, что более характерно для чрезвычайных обстоятельств. Современное российское избирательное законодательство всегда предусматривало возможность нормотворчества Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и некоторых других избирательных комиссий, организующих выборы, по отдельным вопросам, связанным с выборами. Такого рода акты избирательных комиссий (инструкции, разъяснения, положения, порядки и т.п.), как правило, конкретизировали определенные нормы законодательства о выборах и решали вопросы организации деятельности комиссий, организационно-методического, технологического обеспечения реализации этих норм. В последнее время получила распространение практика самостоятельного регулирования Центральной избирательной комиссией отдельных избирательных процедур (видеонаблюдение на выборах, дистанционное электронное голосование), непосредственно не предусмотренных на уровне закона либо определенных в законе рамочным образом или в форме отсылочной нормы.

Вывод: правовое регулирование порядка использования видеонаблюдения, дистанционного электронного голосования в избирательном процессе должно осуществляться в форме федерального закона, предусматривающего всесторонние гарантии соответствующих избирательных прав граждан, что не исключает дальнейшей конкретизации его норм на уровне подзаконных актов избирательных комиссий. Такая структура правового регулирования способна повысить доверие избирателей к результатам волеизъявления на выборах, полученных с использованием современных электронных технологий.


Ключевые слова: выборы, избирательные права граждан, избирательное законодательство, подзаконные акты, подзаконное регулирование, избирательные комиссии, видеонаблюдение, дистанционное электронное голосование


Postnikov A.E. On the Limits of the Bylaw Regulation of Citizens' Electoral Rights


A.E. Postnikov - Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia


Both in Russia and in foreign countries, along with the law, certain relations related to the organization and conduct of elections may also be regulated by subordinate regulatory acts (acts of the head of state, executive authorities, election commissions, etc.). In some cases, it is possible to observe a more extensive regulation of elections by bylaws, which is more common for emergency circumstances. Modern Russian electoral legislation always empowers the Central Election Commission of the Russian Federation and some other election commissions - which organize elections on certain election-related issues - by the rulemaking authority. Such acts of election commissions (instructions, explanations, regulations, procedures, etc.), as a rule, specify certain provisions of election legislation and regulated institutional aspects of electoral commissions' activity as well as organizational, methodological, technological support for the implementation of these provisions. At the same time, recently the practice of autonomous regulation of certain electoral procedures (video surveillance during the elections, remote electronic voting) by the Central Election Commission of the Russian Federation - which are not directly provided by the law or provided in reference manner - has become widespread.

Based on the results of the study of mentioned rulemaking activity and the relevant law enforcement practice, the author concludes that there is a need to establish limits, the procedure for using video surveillance, remote electronic voting in the electoral process that should take the form of a federal law and provide comprehensive guarantees of the relevant electoral rights of citizens. Such an approach does not exclude further specification of statutory provisions by subordinate regulation of election commissions. Offered structure of legal regulation can increase the confidence of voters in the results of the expression of will in elections obtained using modern electronic contemporary digital technologies.


Keywords: elections, citizens' electoral rights, electoral legislation, by-laws, election commissions, video surveillance, remote electronic voting

О пределах подзаконного регулирования избирательных прав граждан


Автор


А.Е. Постников - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия


"Журнал российского права", 2022, N 5