Является ли п. 2 постановления Правительства РФ от 09.06.2022 N 1051 основанием для отказа поставщика от снижения цены на жизненно необходимые или важные лекарственные средства до предельных цен производителя?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требование о снижении в определенных случаях, к которым относится и рассматриваемый, цен лекарственных препаратов по контракту до предельных отпускных цен производителей установлено в императивном порядке непосредственно нормой закона, которая не может быть отменена постановление Правительства РФ в принципе. В данном же случае речь идет о нормах, которые регулируют отношения, отличные от регулируемых нормой закона.
Обоснование вывода:
Действительно, ч. 10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрены дополнительные по отношению к общеустановленным ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ основания отстранения участника закупки (далее - участник) от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) или отказа от заключения контракта с победителем определения контрагента.
В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ такие отстранение или отказ осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена ЖНВЛП, предлагаемых участником, не зарегистрирована;
2) предлагаемая участником цена закупаемых ЖНВЛП превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник отказывается.
Это правило применяется в случаях, если:
- участник является производителем ЖНВЛП
или
- если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) превышает установленные пределы:
при закупках для обеспечения федеральных нужд - 10 млн руб.;
при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд - размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн руб.
В описанной ситуации не выполняется первое условие - организация не является производителем лекарственных препаратов, но выполняется второе - НМЦК превышала 10 млн руб.
Требование о снижении в вышеуказанных случаях цены лекарственных препаратов до предельных отпускных цен производителей установлено в императивном порядке непосредственно нормой Закона N 44-ФЗ, который основан на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим следует обратить внимание на то, что в силу п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ данному Кодексу или иному закону применяется гражданский кодекс РФ или соответствующий закон.
Таким образом, постановление Правительства РФ в принципе не может отменять императивно указание федерального закона, в том числе Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, рассматриваемый п. 2 постановления Правительства РФ от 09.06.2022 N 1051 указывает лишь, что до 31 декабря 2022 года по решению руководителя государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа, определенного в соответствии с Бюджетным кодексом РФ наиболее значимого учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, могут не применяться положения пп. 14 и 15 Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926, которые, в свою очередь, говорят о предельных ценах товаров, работ, услуг, установленных Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, ведомственных перечнях в целях определения нормативных затрат государственных и муниципальных заказчиков, которые должны учитывать такие предельные цены при планировании закупок. В данном же случае речь идет о предельных ценах производителей лекарственных средств, которые только регистрируются государством на основании ст. 61 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Иными словами, все приведенные нормы не относятся к установлению конкретной цены конкретного контракта по итогам закончившейся процедуры определения поставщика лекарственных препаратов, которая регулируется ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а потому и не могут противоречить этой норме.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
17 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"