Согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 к участникам закупки применяется одно из дополнительных требований, в частности, о наличии соответствующего исполненного контракта определенной стоимостью. В случае проведения совместных торгов данное требование применяется к НМЦ каждого контракта. Также согласно данному постановлению опытом исполнения считается в том числе опыт исполнения контрактов, исполненных участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой поставленных товаров, работ, услуг считается сумма цен товаров, работ, услуг, поставленных, выполненных, оказанных по таким контрактам.
Верно ли, что при проведении совместной закупки участник закупки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию представляет исполненные контракты по одной совместной закупке, при этом общая стоимость таких контрактов должна быть, в частности, не менее 20% от НМЦК проводимой совместной закупки (общей НМЦК)? Верно ли, что предмет исполненных контрактов должен совпадать с предметом проводимой закупки?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При проведении совместных закупок участник вправе представить заказчику контракт (договор), заключенный не по итогам закупки, предусмотренной ст. 25 Закона N 44-ФЗ, при условии его соответствия требованиям, установленным согласно конкретной позиции*(1) приложения к Постановлению N 2571. При этом победитель также вправе представить соответствующие контракты (договоры), заключенные по результатом совместного конкурса или аукциона.
Обоснование позиции:
Действительно, в соответствии с абзацем 12 подп. "б" п. 3 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) при проведении совместных конкурсов и аукционов положения Постановления N 2571 (в том числе приложения к указанному постановлению), касающиеся НМЦК, применяются к сумме НМЦ каждого контракта, заключаемого по результатам проведения такого совместного конкурса или аукциона. А в случае совместной закупки с заранее неизвестным объемом (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) к НМЦК приравнивается сумма максимальных значений цен контрактов. Иными словами, при проведении совместной закупки вопрос о соответствии дополнительным требованиям предоставленного участником исполненного контракта (договора) должен решаться исходя из суммы начальных максимальных цен (суммы максимальных значений цен) контрактов, заключаемых по результатам проведения указанной закупки.
При этом согласно абзацу 13 подп. "б" п. 3 Постановления N 2571 опытом исполнения договора, предусмотренным приложением к указанному постановлению в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", также считается опыт исполнения контрактов, исполненных участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг считается сумма цен товаров, работ, услуг, поставленных, выполненных, оказанных по таким контрактам. Отметим, что, по нашему мнению, формулировки указанного абзаца не нацелены на их применение исключительно при проведении совместных закупок. То есть совокупная стоимость предоставленных участником контрактов (договоров), заключенных (и исполненных) по результатам совместных торгов, также может послужить свидетельством наличия у участника соответствующего опыта исполнения контрактов при предъявлении дополнительных требований в рамках "обычных", не совместных закупок. В то же время Постановление N 2571 не содержит положений, согласно которым при проведении совместной закупки в целях применения соответствующих дополнительных требований учитывались бы исключительно контракты (договоры), заключенные по итогам совместных конкурсов и аукционов.
Таким образом, как нам представляется, при проведении совместных закупок участник вправе представить заказчику в том числе контракт (договор), заключенный не по итогам закупки, предусмотренной ст. 25 Закона N 44-ФЗ, разумеется, при условии его соответствия требованиям, установленным согласно конкретной позиции*(1) приложения к Постановлению N 2571 с учетом абзаца 12 подп. "б" п. 3 указанного постановления. При этом победитель также вправе представить контракты, заключенные по результатам совместного конкурса или аукциона.
Однако должны подчеркнуть, что сказанное является только нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась, а официальные разъяснения отсутствуют.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
30 июня 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что согласно абзацу 2 подп. "б" п. 3 Постановления N 2571 опытом исполнения договора, предусмотренным приложением в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений указанного пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"