Можно ли заключить дополнительное соглашение к контракту по Закону N 44-ФЗ (конкурентная закупка) об изменении даты начала исполнения контракта на поставку продуктов питания (начать поставку раньше указанного срока)?
Необходимость такого изменения не обусловлена форс-мажорными обстоятельствами.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основания для заключения дополнительного соглашения к контракту в рассматриваемом случае отсутствуют.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее - извещение) или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) закрытым способом (при закрытых закупках), документацией о закупке (далее - документация), заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка не предусмотрены. В силу ч. 2 той же статьи при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей*(1) и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Поскольку законодательство РФ о контрактной системе основывается, в частности, на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого Закона), существенные условия контракта, заключаемого в соответствии с этим Законом, определяются исходя из положений ГК РФ и с учетом требований Закона N 44-ФЗ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ для гражданско-правового договора существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В пункте 8 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ установлено требование об указании в извещении и (при закрытых закупках) в документации (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ) информации о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы). Дополняя это указание, п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требует включения в контракт обязательного условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, содержащиеся в контракте условия о сроках его исполнения, то есть о сроках исполнения порождаемых им обязательств - поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, оплата являются существенными, а следовательно, могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ (смотрите также п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее - Обзор ВС РФ от 28.06.2017). В любых других случаях изменение срока исполнения обязательств по контракту неправомерно и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
2. Статья 95 Закона N 44-ФЗ содержит несколько норм, на основании которых возможно изменить сроки исполнения контракта. Так, напрямую на возможность изменения именно сроков исполнения контракта указывает подп. 6, 9, 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, однако для рассматриваемого случая основания для применения данных норм отсутствуют*(2). Возможность изменения условия о сроке исполнения обязательств наряду с прочими следует из пп. 2-4, 11 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако в большинстве из этих норм предусмотрена возможность изменить условия контракта только в особых случаях, при условии издания отдельного нормативного правового акта.
Также на основании п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон можно изменить срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. Для этого случая необходимо учитывать, что под отдельным этапом исполнения контракта в силу п. 8.4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ подразумевают часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с этим законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Исходя из буквального прочтения нормы п. 8.4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, поставка, выполнение, оказание любой части товаров, работ, услуг соответственно, в том числе в объеме, предусмотренном заявкой заказчика, может расцениваться отдельным этапом исполнения контракта при том условии, что контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату этой части исполнения. Именно такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152. В данном письме также указано, что сама по себе частичная приемка не является отдельным этапом исполнения контракта, если при этом у заказчика не возникает обязанности оплаты соответствующей части исполнения.
В этой связи также заметим, что Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика выделять этапы исполнения контракта в тех случаях, когда таковые должны будут иметь место при исполнении контракта, непосредственно в условиях контракта. Более того, представляется очевидным, что непосредственное определение этапов исполнения контрактов именно как этапов, именование их соответствующим образом в тексте контракта не имеет существенного значения - выделение этапов как таковых определяется существом порождаемых контрактом обязательств, а не употреблением той или иной терминологии (смотрите ст. 431 ГК РФ). В любом контракте, который предполагает приемку заказчиком частичного исполнения и оплату такого исполнения после приемки, можно выделить этапы, притом что возможность приемки части исполнения по контракту, названной "этапом", не может расцениваться в качестве такового, если контрактом не предполагается оплата этой части исполнения.
Вместе с тем формулировка условия использования нормы п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ содержит буквальное указание на ограничение возможности внесения соответствующих изменений "рамками срока исполнения". Притом что непосредственного разъяснения данного использованного выражения Закон N 44-ФЗ не содержит, буквальный его смысл, на наш взгляд, предполагает неизменность не только конечного срока исполнения обязательств по контракту, но и срока начала исполнения обязательств. А, стало быть, изменить на основании данной нормы дату начала исполнения обязательств по поставке нельзя. Здесь же отметим, что норма п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ действует с 1 января 2022 года*(3), в связи с чем практика ее применения в настоящее время еще не успела сформироваться, а официальные разъяснения отсутствуют.
Таким образом, поскольку основания для изменения условия о дате первой поставки на более раннюю нормы статьи 95 Закона N 44-ФЗ не содержат, дополнительное соглашение к контракту заключить в рассматриваемом случае стороны не могут.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
14 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сама ст. 34 Закона N 44-ФЗ в настоящее время не предусматривает случаев изменения условий контракта - его изменение при заключении (подписании). Ранее такой случай был предусмотрен ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, которая утратила силу с 1 января 2022 года. Теперь аналогичное положение содержится в п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ и применяется при заключении контракта по итогам электронного конкурса, электронного аукциона, закрытого электронного конкурса и закрытого электронного аукциона.
*(2) Пункт 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность изменения срока исполнения контракта только на случай уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, а п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ - только для ограниченного числа видов контрактов: контрактов жизненного цикла, контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. На основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ может быть изменен срок исполнения контракта, заключенного с единственным контрагентом на основании пп. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при наличии соглашения сторон.
*(3) Смотрите п. 33 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"