Правомерно ли включение в описание объекта закупки наименования продукции конкретного производителя, если закупка осуществляется у единственного поставщика с использованием системы "Малые закупки Архангельской области"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной в вопросе ситуации заказчик не обязан руководствоваться правилами описания объекта закупок, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Однако условие о применении таких правил при проведении закупок может быть предусмотрено регламентом электронной площадки. Окончательное решение по заданному вопросу при возникновении спорной ситуации может принять только суд.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением условий, предусмотренных этой нормой.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик должен руководствоваться правилами, указанными в пунктах 1-8 этой нормы, в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, при описании объекта закупки. При этом в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки является составной частью извещения об осуществлении закупки.
В приведенном в вопросе случае закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Составление извещения об осуществлении таких закупок не требуется (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Порядок осуществления таких закупок на электронных площадках законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок не регулируется. Порядок действий заказчика при проведении таких закупок законодательно также не установлен. Следовательно, заказчик не обязан при проведении таких закупок руководствоваться правилами описания объекта закупок, указанными, в частности, в п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Сходная позиция содержится в решении УФАС по Новосибирской области от 04.12.2020 N 054/06/33-2327/2020, постановлении УФАС по Краснодарскому краю от 11.08.2020 N 023/04/7.30-2567/2020.
Вместе с тем обратим внимание на то, что в судебной практике имеются противоположные подходы к решению вопроса о том, какими нормами законодательства о контрактной системе заказчик должен руководствоваться при проведении закупок малого объема на электронных площадках. В постановлении Двадцатого ААС от 14.09.2020 N 20АП-4162/20 отражена позиция, совпадающая с вышеописанной: "размещение на электронной площадке SBERB2В запросов на заключение спорного контракта (притом что в нем указывалось на заключение контракта в порядке статьи 93 Закона N 44-ФЗ) не может расцениваться как объявление о проведении конкурентной процедуры. Само по себе информирование об осуществлении закупки у единственного поставщика является добровольным действием министерства, которое является излишним в силу части 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ". А в постановлении Шестнадцатого ААС от 20.02.2020 N 16АП-162/20, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2020 N Ф08-3369/20, высказана позиция, согласно которой "...проведенная комитетом посредством электронного магазина закупка, в контексте гражданского и антимонопольного законодательства, по своей природе обладала признаками конкурентной процедуры".
По нашему мнению, вторая позиция не соответствует закону (п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Однако наличие противоположных позиций судов может повлечь необходимость доказывания заказчиком правомерности своих действий, связанных с указанием в закупке наименования продукции конкретного производителя, в суде.
Дополним, что порядок проведения закупок и порядок заключения договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на электронной площадке, в том числе правила описания характеристик товаров, работ, услуг, могут определяться правилами работы (регламентом) соответствующей площадки. Однако следует исходить из того, что регламент электронной площадки не является нормативным актом. Даже если заказчики (и участники закупок) и присоединяются к регламенту соответствующей электронной площадки, это означает только то, что они присоединяются к многостороннему гражданско-правовому соглашению, нарушение которого может влечь только гражданско-правовую ответственность, предусмотренную самим регламентом.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
26 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"