Инструкция по охране труда для заведующего кардиологическим отделением
Настоящая инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Правилами по охране труда в медицинских организациях, другими нормативно-правовыми актами в области охраны труда и может быть дополнена иными требованиями с учетом специфики трудовой деятельности и используемых оборудования, инструментов и материалов.
I. Общие требования охраны труда
1.1. К самостоятельной работе в качестве заведующего кардиологическим отделением допускаются лица, обладающие соответствующей квалификацией, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, обучение охране труда, в том числе в формате инструктажа, проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Заведующий кардиологическим отделением, получивший неудовлетворительную оценку при проверке знаний требований охраны труда, к самостоятельной работе не допускается и обязан пройти повторную проверку.
1.3. Заведующий кардиологическим отделением должен быть проинформирован работодателем об условиях труда, профессиональных рисках, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (СИЗ).
1.4. Условия труда заведующего кардиологическим отделением должны соответствовать требованиям безопасности труда, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
1.5. Заведующий кардиологическим отделением обеспечивается рабочей одеждой и СИЗ в установленном порядке.
1.6. В соответствии со статьей 214 ТК РФ заведующий кардиологическим отделением обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в установленных законодательством случаях.
1.7. Заведующий кардиологическим отделением должен:
- соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарные правила и нормы, правила внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха;
- использовать рабочую одежду и в установленных случаях СИЗ;
- при использовании электрооборудования пройти обучение по электробезопасности с присвоением соответствующей квалификационной группы по электробезопасности;
- поддерживать порядок на рабочем месте;
- быть внимательным во время работы, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, не отвлекать от работы других;
- выполнять только ту работу, которая входит в трудовые обязанности;
- использовать только исправное оборудование, приспособления, инструменты, оргтехнику в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, соблюдать изложенные в них требования безопасности;
- обращать внимание на поверхность пола для предотвращения падений;
- соблюдать правила личной гигиены;
- принимать пищу только в установленных местах;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях.
1.8. Заведующий кардиологическим отделением должен знать:
- Правила по охране труда в медицинских организациях (утв. приказом Минтруда России от 18.12.2020 N 928н), другие нормативно-правовые и методические документы по охране труда в части касающейся;
- безопасные методы и приемы выполнения работ;
- профессиональные риски, действие на человека опасных и вредных производственных факторов, меры по защите от их воздействия;
- порядок действий при несчастном случае на производстве;
- порядок действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе при пожаре;
- правила оказания первой помощи пострадавшим, места хранения аптечки первой помощи, номера телефонов для вызова скорой медицинской помощи.
1.9. На заведующего кардиологическим отделением в процессе его трудовой деятельности возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов:
- высокий уровень напряженности и тяжести труда;
- психоэмоциональная нагрузка (взаимодействие с тяжелобольными, неадекватными, агрессивными пациентами, их родственниками и иными лицами);
- риск заражения при контакте с инфицированными больными;
- опасность поражения электрическим током при использовании электрооборудования, электроприборов, неисправной электропроводки;
- риск падения на скользкой поверхности;
- наличие вредных и опасных химических веществ в воздухе рабочей зоны, в том числе биологической природы и лекарственных средств;
- риск травмирования при использовании оборудования, приспособлений, инструментов;
- при обслуживании пациентов на дому: неблагоприятные погодные условия; риск падения на скользкой поверхности; дорожно-транспортные происшествия (ДТП); риск травмирования упавшим с крыш снегом и (или) льдом; риск нападения животных на улице и укусов домашними животными при оказании медицинской помощи дома у пациента;
- иных опасных и вредных производственных факторов, связанных со спецификой трудовой деятельности, используемыми в работе оборудованием, инструментами и материалами.
1.10. На рабочем месте запрещается курить и употреблять алкогольные напитки.
1.11. Заведующий кардиологическим отделением несет персональную ответственность за соблюдение требований настоящей инструкции в соответствии с действующим законодательством.
1.12. Контроль выполнения требований настоящей инструкции возлагается на специалиста по охране труда медицинской организации и иных уполномоченных на это представителей администрации и работников.
II. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. В ходе визуального осмотра проверить состояние рабочего места, используемых инструментов, материалов, оборудования на соответствие требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарным требованиям и гигиеническим нормативам. Обратить внимание на пути эвакуации при чрезвычайных ситуациях, наличие первичных средств пожаротушения, работу вентиляции, наличие дезинфекционных средств.
2.2. При работе за рабочим столом проверить используемую оргтехнику, электропроводку, убрать лишние предметы. Проверить и при необходимости отрегулировать освещенность рабочего места, настройки рабочего кресла, при наличии компьютера высоту и угол наклона монитора.
2.3. Надеть рабочую одежду, проверить наличие и исправность СИЗ, в том числе от COVID-19.
2.4. Обнаруженные нарушения охраны труда устранить собственными силами. При невозможности сделать это самостоятельно или при наличии риска для жизни и здоровья сообщить руководству и (или) в административно-хозяйственную службу для принятия соответствующих мер. До устранения нарушений к работе не приступать.
2.5. Самостоятельное устранение нарушений техники безопасности, связанное с ремонтом и наладкой оборудования, электроприборов, электропроводки производить только при наличии соответствующей подготовки и допуска к таким работам.
III. Требования охраны труда во время работы
3.1. Заведующий кардиологическим отделением во время работы должен:
- соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно-гигиенических правил;
- содержать в порядке и чистоте рабочее место;
- следить за исправностью оборудования, электроприборов, электропроводки, приспособлений и инструментов;
- соблюдать требования инструкций по эксплуатации оборудования, электроприборов, правила безопасности использования инструментов и рабочих материалов;
- использовать в установленном порядке рабочую одежду и СИЗ;
- соблюдать требования охраны труда при работе с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов;
- следить за чистотой воздуха в помещении, при проветривании не допускать образования сквозняков;
- не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, не пользоваться сотовыми телефонами в личных целях, не отвлекать от работы других.
IV. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении аварийной ситуации прекратить работу, выключить оборудование, сообщить руководству, при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.
4.2. При поломке медицинского и (или) иного оборудования прекратить его эксплуатацию, обесточить, доложить руководству и действовать в соответствии с полученными указаниями.
4.3. При возникновении пожара действовать в соответствии с инструкцией о мерах пожарной безопасности. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону 01, 112: представившись, доложить о месте пожара и источнике огня. Сообщить о пожаре руководству. Приступить к ликвидации очага пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. При загорании электросетей и электрооборудования необходимо их обесточить. При наличии опасности для жизни немедленно покинуть место пожара. При необходимости оказать помощь при эвакуации работников, пациентов и посетителей в соответствии с планом эвакуации.
4.4. При обнаружении загазованности помещения (появлении запаха газа) прекратить работу, сообщить руководству, вызвать аварийную службу газового хозяйства, выключить электроприборы и электроинструменты, открыть окно или форточку, покинуть здание. При необходимости оказать помощь при эвакуации работников, пациентов и посетителей.
4.5. При несчастном случае (травме) оказать первую помощь. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. О произошедшем несчастном случае (травме) немедленно доложить непосредственному и вышестоящему руководству.
V. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место.
5.2. Отключить оборудование и электроприборы.
5.4. Снять и убрать в специально отведенное место рабочую одежду и СИЗ.
5.5. Вымыть руки теплой водой с мылом, вытереть насухо полотенцем, при необходимости провести дезинфекцию рук специальными дезинфицирующими растворами для рук.
5.6. Сообщить руководству о выявленных во время работы неполадках и неисправностях оборудования и других факторах, влияющих на безопасность труда, для принятия соответствующих мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция по охране труда для заведующего кардиологическим отделением (из статьи Инструкции по охране труда для работников медицинских организаций. Журнал "Охрана труда и пожарная безопасность в учреждениях здравоохранения", N 1, январь 2022 г.)