Заказать
Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение
Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.
Баталов А.А. Правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности полетов в рамках Европейского Союза
А.А. Баталов - заместитель представителя Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (ИКАО), кандидат юридических наук, магистр международного воздушного и космического права (LL. M., Leiden University)
В настоящее время в силу различных причин (появление большого числа новых частных авиапредприятий и организаций в области гражданской авиации на фоне процессов либерализации и приватизации воздушного транспорта, техническое усложнение авиационной техники и оборудования, недостаток квалифицированных авиационных специалистов и т.д.) многие государства испытывают практические трудности с выполнением своих функций по контролю за обеспечением безопасности полетов и поэтому объединяют ресурсы для реализации данных функций на региональном уровне, пытаясь найти наиболее приемлемые для этого формы и механизмы. В указанном направлении именно государствам - членам Европейского Союза (ЕС) удалось добиться наибольших успехов, в связи с чем их соответствующий опыт представляет большую ценность для других государств, включая Российскую Федерацию и других членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Цель исследования: критический анализ опыта ЕС в области правового регулирования вопросов обеспечения безопасности полетов на региональном уровне для его использования в целях развития сотрудничества России с ЕС и в рамках ЕАЭС.
Методы исследования: диалектический, анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнительно-правовой.
Рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения безопасности полетов в рамках ЕС и роль Агентства по безопасности полетов Европейского Союза (ЕАСА) в данном регулировании. В частности, критически анализируются правовые проблемы деятельности ЕАСА в контексте постоянного расширения его предметной компетенции, взаимодействия с государствами - членами ЕС, а также государствами, не являющимися членами ЕС, и международными организациями. Показаны особенности применения правил ЕС по обеспечению безопасности полетов в отношении авиапредприятий иностранных государств (не членов ЕС), которые выполняют авиаперевозки в пункты и из пунктов на территории государств - членов ЕС.
Вывод: сформировавшаяся сегодня система правового регулирования вопросов обеспечения безопасности полетов в рамках ЕС на основе взаимодействия ЕАСА, Комиссии ЕС и самих государств - членов ЕС позволяет поддерживать безопасность полетов на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют статистические показатели авиационных происшествий в указанном регионе.
Ключевые слова: безопасность полетов, Агентство по безопасности полетов Европейского Союза, сертификация авиационной техники и организаций, гражданская авиация, Чикагская конвенция
Batalov A.A. Legal Regulation of Aviation Safety Within the European Union
A.A. Batalov - Mission of the Russian Federation to International Civil Aviation Organization (ICAO), Montreal, Canada
Currently, due to various reasons (the emergence of a large number of new private aviation enterprises and organizations in the field of civil aviation against the background of the processes of liberalization and privatization of air transport; technical complexity of aviation equipment and equipment; lack of qualified aviation specialists, etc.) many States are experiencing practical difficulties with the performance of their safety control functions, and therefore they are pooling resources to implement these functions at the regional level, trying to find the most appropriate forms and mechanisms for this. In this direction, it is the member States of the European Union (EU) that have managed to achieve the greatest success, and therefore their relevant experience is of great value to other states, including the Russian Federation and other members of the Eurasian Economic Union (EAEU).
The purpose of the study: a critical analysis of the EU experience in the field of legal regulation of flight safety issues at the regional level for its use in order to develop cooperation between Russia and the EU and within the EAEU.
Research methods: dialectical, analysis and synthesis, deduction and induction, comparative law.
The issues of legal regulation of flight safety within the EU and the role of the European Union Aviation Safety Agency (EASA) in this regulation are considered. In particular, the legal problems of the EAC activity are critically analyzed in the context of the constant expansion of its subject competence, its interaction with EU member States, as well as non-EU member states and international organizations. The peculiarities of the application of the EU rules on flight safety in relation to air enterprises of foreign states (non-EU members) that carry out air transportation to and from points on the territory of EU member states are shown.
Conclusion: the system of legal regulation of flight safety issues within the EU that has been formed today on the basis of interaction between the EAC, the EU Commission and the EU member States themselves allows maintaining flight safety at a sufficiently high level, as evidenced by the statistical indicators of aviation accidents in this region.
Keywords: Aviation safety, European Union Aviation Safety Agency (EASA), certification of aeronautical products and organizations, civil aviation, Chicago Convention
Правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности полетов в рамках Европейского Союза
Автор
А.А. Баталов - заместитель представителя Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (ИКАО), кандидат юридических наук, магистр международного воздушного и космического права (LL. M., Leiden University)
Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 1