Существует ли срок давности выставления претензии исполнителю (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) об уплате пени за нарушение срока исполнения контракта, если претензия не была выставлена сразу после того, как был нарушен срок исполнения контракта поставки товара? Можно ли направить такое требование после прекращения контракта?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе направить контрагенту требование об уплате неустоек и после прекращения контракта.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Как видно из приведенной нормы, направление требования об уплате неустоек является обязанностью, а не правом заказчика (письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867). При этом Закон N 44-ФЗ не содержит норм, которые бы определяли, в течение какого срока заказчик обязан направить контрагенту соответствующее требование (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 305-ЭС17-22807 по делу N А40-19731/2017, п. 4.2.10 Методических по ведению заказчиками Иркутской области претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов, утвержденных распоряжением Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 30 ноября 2020 г. N 229-мр, решение ФАС от 30.11.2018 N ПГОЗ-307-18).
По смыслу Закона N 44-ФЗ направить контрагенту требование об уплате неустоек заказчик может после выявления нарушения контрагентом условий контракта. Ненаправление такого требования формально является нарушением не только законодательства о контрактной системе, но и бюджетного законодательства, которое может быть выявлено в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (смотрите, например, ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, последний абзац Обзора нарушений, выявленных Казначейством при проверках 2019 - 1 полугодии 2020 года (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, декабрь 2020 г.), п. 15 Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Федеральным казначейством 19 декабря 2017 г.; постановление Четвертого ААС от 10.10.2016 N 04АП-4355/16, п. 4.4. представления Счетной палаты РФ от 21.09.2017 N ПР 11-205/11-03, п. 2 представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 N ПР 09-347/09-03). Это, в свою очередь, может повлечь неблагоприятные последствия дисциплинарного характера для должностных лиц заказчика*(1). Поэтому представляется целесообразным такие требования направлять контрагентам в разумные сроки с даты выявления ненадлежащего исполнения условий контракта. Однако ответственности за ненаправление требования до исполнения контрагентом обязательств или до расторжения контракта законодательство не предусматривает. Поэтому заказчик может направить требование об уплате неустойки и непосредственно в день выявления нарушения (день оформления акта экспертизы), и в день исполнения контракта или даже после окончания срока действия контракта и после прекращения контракта (смотрите в связи с этим постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2020 г. N Ф06-57446/19 по делу N А06-8516/2018). Разумеется, при этом нужно учитывать, что, если требование будет направлено по истечении трех лет со дня, когда заказчику стало известно о нарушении, перспектива взыскания неустойки зависит от того, заявит ли контрагент в суде о пропуске срока исковой давности.
К сведению:
В соответствии с п. 10 ч. 2 и ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ информация об исполнении контракта, в том числе информация о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, направляется для включения в реестр контрактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. По существу аналогичным образом урегулирован этот вопрос и Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, где дополнительно указано на то, что в реестре отражается информация не только о начислении неустоек, но и об их оплате (смотрите п. 12 указанных Правил). По смыслу приведенных норм предусмотренный ими срок, отведенный на направление информации о начисленных неустойках для включения в реестр контрактов, начинает течь с даты исполнения либо расторжения контракта. Учитывая это обстоятельство, в рассматриваемой ситуации нельзя исключить вероятности привлечения должностных лиц заказчика к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
5 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим ответ на Вопрос: Какова ответственность заказчика, если он не направил претензию подрядчику о начислении пени за просрочку сдачи этапа работ по контракту? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"