Заказчиком был объявлен аукцион по Закону N 44-ФЗ для СМП (два участника). Одним из участников - ООО "ОП" в составе заявки был представлен протокол общего собрания участников по вопросу одобрения сделок по результатам открытого аукциона в электронной форме от 2017 года. Срок действия не указан.
Есть ли в данном случае несоответствие документа по сроку действия? Следует ли отклонить заявку?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В описанной ситуации заявку отклонять не следует, поскольку хотя формально решение о согласии на совершение крупной сделки может считаться утратившим силу, однако фактически даже сама необходимость наличия такого решения не очевидна.
Обоснование позиции:
В соответствии с подп. "м" п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Законом, должна содержать, помимо прочего, решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой. На необходимость включения данного документа в заявку на участие в открытом электронном аукционе (далее - заявка) специально указывает ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ.
В качестве основания отклонения заявки на участие в открытом электронном аукционе (далее - заявка) подп. 1, 2 ч. 12 ст. 48, подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ рассматривается непредставление информации и документов, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, или их несоответствие требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а также непредставление, несоответствие установленным требованиям иных информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Таким образом, непредставление решения о согласии на совершение крупной сделки, включение которого в состав заявки предусмотрено подп. "м" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, возможно только в том случае, если его представление обязательно в силу закона.
Крупной сделкой общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) считается сделка, выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
- связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, цена или балансовая стоимость которого составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
- предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
На совершение крупной сделки необходимо решение о согласии на совершение крупной сделки общим собранием участников общества или советом директоров (наблюдательным советом) общества (п. 3 ст. 46 Закона об ООО).
Как видим, необходимость принятия решения о согласии на совершение крупной сделки даже в силу закона определяется прежде всего самой квалификацией сделки как крупной, каковая, в свою очередь, зависит от ряда факторов: стоимости имущества, которое может быть отчуждено в результате исполнения сделки, и его соотношения с размером чистых активов, соотношения характера сделки и характером обычной хозяйственной деятельности общества, - которые должны определяться применительно к каждому конкретному случаю и достоверно могут быть известны только руководству самого общества, намеренного совершить такую сделку.
В силу п. 3 ст. 46 Закона об ООО в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.
Таким образом, в описанной ситуации формально решение о согласии на совершение крупной сделки может считаться утратившим силу. Однако решение об отклонении заявки, содержащей такое решение, опирающееся на такую квалификацию данного решения, может быть оспорено. Во-первых, участник закупки может показать, что в данном конкретном случае контракт, заключаемый по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не является для него крупной сделкой. Во-вторых, участник закупки может настаивать на том, что из обстоятельств, в которых давалось согласие (регистрация в Единой информационной системе и аккредитация на электронной торговой площадке), следует, что срок, в течение которого согласие считается действительным, должен быть определен не общим правилом, а сроком, на который осуществлены такие регистрация и аккредитация.
Соответственно, полагаем, что в описанной ситуации заявку отклонять не следует.
Данная позиция косвенно подтверждается разъяснениями по вопросу 11 в письме Минфина России от 29.08.2018 N 24-03-08/61468 и прямо - письмом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2020 N ИА/62842/20, где указывается, что по мнению этого ведомства в случае представления решения об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки, отказ в допуске такому участнику на основании несоответствия решения, размещенного в реестре участников в ЕИС, решению об одобрении крупной сделки в составе второй части заявки неправомерен. Хотя данные разъяснения давались до внесения изменений в Закон N 44-ФЗ с 1 января 2022 года, однако, поскольку приведенные выше нормы этого Закона фактически соответствуют нормам, действовавшим во время, когда эти разъяснения давались, полагаем, они остаются актуальными.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
21 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"