В постановлении Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участнику при закупке работ по техническому обслуживанию (монтаж и наладка; контроль технического состояния; периодическое и текущее техническое обслуживание; ремонт) медицинской техники (позиция 32). В подп. "а" п. 3 указанного постановления указано, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции.
Необходимо ли устанавливать соответствующие дополнительные требования в случае осуществления закупки (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) на поставку и ввод в эксплуатацию медтехники, при этом отдельно стоимость оборудования и услуг по вводу не выделяется?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если при осуществлении закупки НМЦК превышает 10 млн рублей, заказчик обязан установить соответствующие дополнительные требования.
Обоснование вывода:
Действительно, в соответствии с подп. "а" п. 3 постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) положения этого постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагент), если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении к данному постановлению (далее - Приложение) в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки", при этом позиция приложения применяется с учетом положений приводимого пункта, устанавливающего минимальные пределы (начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК)).
К сожалению, нам не удалось обнаружить каких-либо официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, дающих толкование вышеприведенной нормы, помимо указания в подп. 6.1 письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138, что "наименования разделов Приложения к Постановлению N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика".
По нашему мнению, при решении вопроса о применении Постановления N 2571 необходимо исходить из следующего.
Во-первых, дополнительные требования к участникам закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", помимо единых требований, предусмотренных ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены Правительством РФ в соответствии с чч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. При этом в случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчики обязаны устанавливать такие дополнительные требования при определении контрагентов в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение) или (при закрытых закупках) в документации о закупке (далее - документация) (чч. 4, 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).
Во-вторых, следует иметь в виду, что из ст. 431 ГК РФ следует, что независимо от формулировок, использованных в гражданско-правовом договоре, и его наименования суд при его толковании будет основываться на существе установленных договором отношений, исходя из действительной общей воли сторон, а не на наименовании договора или употребленной в нем терминологии. При этом из ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, ч. 6 ст. 13 АПК РФ следует, что суд при рассмотрении спора по договору будет в первую очередь определять, существуют ли нормы, прямо регулирующие установленные договором отношения, при отсутствии таких норм - нормы, регулирующие сходные отношения, и лишь в отсутствие таковых будет разрешать дело исходя из общих принципов законодательства.
Соответственно, при рассмотрении договора, который носит признаки смешанного - договора, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, суд будет применять к отношениям сторон по нему в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 425 ГК РФ).
В сочетании с приведенным выше подп. "а" п. 3 Постановления N 2571 это означает, что если в ходе закупки заключается договор, который носит смешанный характер и содержит в себе элементы договоров поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, которые указаны в Приложении к Постановлению N 2571, то применение положения Постановления зависит только от того, превышает ли НМЦК один из установленных минимальных пределов или нет. Причем мы должны отдельно заострить внимание на том, что в указанной норме говорится именно о НМЦК, а не о стоимости соответствующих товаров, работ или услуг, указанных в Приложении к Постановлению N 2571. Зависимости необходимости применения Постановления N 2571 от того, выделена ли стоимость указанных товаров, работ, услуг в цене контракта или нет, нормативными правовыми актами не установлена и не вытекает из их положений.
По нашему мнению, договор, описанный в запросе, должен квалифицироваться именно как смешанный, содержащий в себе элементы договоров поставки и подряда, поскольку подразумевает одновременно поставку товара - медицинской техники и комплекса работ, приводящих это оборудование в работоспособное состояние. Причем, как и указано в самом запросе, эти работы включают в себя монтаж и наладку медицинской техники - виды работ, указанные в позиции 32 раздела VI Приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, если при осуществлении закупки НМЦК превышает 10 млн рублей - минимальный предел, указанный в подп. "а" п. 3 Постановления N 2571, заказчик обязан установить соответствующие дополнительные требования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
29 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"