Обязательно ли устанавливать авансовые платежи во всех контрактах, заключаемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N N 44-ФЗ на основании постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505?
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году" (далее - Постановление N 505) установлено, что в 2022 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), средства на финансовое обеспечение которых:
- подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год;
- не подлежат казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере до 50% суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Формально положения п. 2 Постановления N 505 могут трактоваться как устанавливающие необходимость включения в заключаемые получателями средств федерального бюджета договоры (государственные контракты) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) условия о выплате аванса.
Однако, как следует из отдельных положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (смотрите п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 37, п. 10 ч. 1 ст. 42, ч. 2, ч. 6, ч. 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ), установление в контрактах условия об авансировании является правом, а не обязанностью заказчика (смотрите п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 37, п. 10 ч. 1 ст. 42, ч. 2, ч. 6, ч. 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Более того, ч. 13 ст. 37 Закона N 44-ФЗ в качестве антидемпинговой меры установлен запрет на авансирование.
Поэтому, на наш взгляд, требования п. 2 Постановления N 505 не следует рассматривать как обязывающие устанавливать авансирование в любых государственных контрактах/договорах, заключаемых получателями средств федерального бюджета. Данным пунктом установлено именно ограничение авансовых платежей по заключаемым контрактам (смотрите также Энциклопедию решений. Порядок оплаты по контракту по Закону N 44-ФЗ). К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу мы не обнаружили.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
14 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной устной консультации, оказанной в рамках услуги Советы экспертов. Проверки, налоги, право. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"