В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается наделить многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) полномочиями на государственную регистрацию брака без процедуры торжественной регистрации для случаев, когда лица, желающие вступить в брак, достигли брачного возраста, установленного пунктом 1 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 статьи 4 Федерального закона полномочия на государственную регистрацию отдельных актов гражданского состояния, а именно рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти, могут быть возложены законом субъекта Российской Федерации также на МФЦ.
Указанное ограничение в части наделения МФЦ полномочиями на государственную регистрацию только отдельных актов гражданского состояния обуславливается в первую очередь отсутствием в перечне требований, предъявляемых к работникам МФЦ, требований к квалификации и уровню специальных знаний и навыков для осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния. В то же время заключение брака в силу своей специфики является более сложным для регистрации актом гражданского состояния, так как влечет за собой существенные правовые последствия в виде возникновения и изменения правоотношений, связанных, например, с установлением общего имущества супругов, реализацией прав и гарантий, предусмотренных для семейных пар, вопросами наследования.
В настоящее время уровень необходимого практического опыта работы работников МФЦ в отношении государственной регистрации актов гражданского состояния не позволяет сделать вывод о готовности МФЦ в целом к расширению практики работы в рассматриваемой сфере, поскольку полномочиями на государственную регистрацию рождения и смерти в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона наделены МФЦ только на территориях Белгородской, Ленинградской, Московской, Рязанской, Ульяновской и Ярославской областей, а также на территории Республики Калмыкия.
Кроме того, не исключено возникновение потребности в дополнительном финансировании полномочий МФЦ на государственную регистрацию заключения брака, обусловленное возможным увеличением численности работников МФЦ, привлеченных к указанной деятельности.
С учетом изложенного представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 22 сентября 2021 г. N 10019п-П10 "Заключение на проект федерального закона N 72496-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг", вносимый в Государственную Думу Законодательным собранием Ленинградской области"
Текст письма опубликован не был