Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях стабилизации ситуации цен на социально значимые продукты питания первой необходимости на внутреннем рынке.
За последнее время в Российской Федерации наблюдается проблема роста цен на продовольственные товары.
Только цена продовольственной корзины на месяц за период с января 2021 года по январь 2022 года выросла на 1039,8 руб. (на 14,1%).
Рост цен за 2021 год на такие основные виды продуктов, как капуста составил - 146,3%, картофель - 51,2%, курица - 21,8%, морковь - 23,8%, хлеб -10,2%.
Во многом рост цен происходит за счет увеличения наценок перерабатывающими предприятиями, посредниками и торговыми сетями, осуществляющими хозяйственную деятельность, при многократных операциях по закупкам продовольственных товаров, что приводит к завышенной стоимости, в том числе по отдельным видам социально значимых продуктов питания, при продаже потребителям.
По сведениям ФАС России, реализуя товары плодово-овощной группы (картофель, лук, капуста, морковь), торговые сети устанавливают существенную торговую наценку к ценам закупки товаров - свыше 50%. В ряде случаев наценка превышает 100%.
По результатам проведенного анализа ценообразования на рынке продовольствия в 2021 году выявлено, что торговая наценка в розничных ценах на муку составила 110,6% (цена производителя - 22,6 руб., розничная цена - 47,6 руб.), на хлеб - 58,2% (цена производителя - 58,6 руб., розничная цена - 92,7 руб.), на яблоки - 161,9% (цена производителя - 38,4 руб., розничная цена - 100,6 руб.), на картофель - 119,8% (цена производителя - 21,2 руб., розничная цена - 46,6 руб.), на морковь - 132,2% (цена производителя - 19,9 руб., розничная цена - 46,2 руб.).
При этом вопрос цен на социально значимые продукты питания имеет непосредственное отношение к обеспечению продовольственной безопасности страны.
Меры в области регулирования цен являются распространенной практикой реагирования властей на дисбалансы на товарных рынках.
Мировая практика свидетельствует об успешном применении механизма регулирования цена на сельскохозяйственную продукцию. Так в США регулируется от 5 до 10% цен аграрных производителей, во Франции регулируются около 20% цен, в Испании осуществляется государственный контроль и регулирование цен на товары первой необходимости.
Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, согласно которой одним из ее индикаторов является гарантия физической и экономической доступности для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни, а также целью указанной Доктрины является недопущение ценовых диспропорций на рынках пищевой продукции, сырья и ресурсов.
Для принятия решения о применении порогового значения наценок на социально значимые продовольственные товары, представляется целесообразным предусмотреть целевые параметры, при которых доля прибыли торговых организаций от реализации продовольственных товаров "первой цены" не будет превышать 10%.
Учитывая изложенное, предлагается дополнить Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N Э81-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" положением об установлении на отдельные виды социально значимых продуктов питания торговой надбавки (наценки) в размере не более 10 процентов к отпускной цене на них, что, соответственно, позволит стабилизировать цены на социально значимые продукты питания.
Принятие законопроекта позволит обеспечить экономическую доступность продуктов питания для обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.