Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 18 февраля 2022 г. N 5.1-01/332
по проекту федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", принятому Государственной Думой 16 февраля 2022 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (законопроект N 20281-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 ноября 2021 года и направлен на создание наиболее благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства. При рассмотрении законопроекта во втором чтении был уточнен предмет его правового регулирования.
Законопроект подготовлен в "пакете" с проектами федеральных законов "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (N 20283-8) и "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (N 20492-8).
Федеральным законом предусматривается проведение в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) в период с 1 июля 2022 года до 31 декабря 2027 года включительно эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - специальный налоговый режим).
Специальным налоговым режимом могут воспользоваться организации, состоящие на учете в налоговом органе по месту нахождения организации, и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете по месту жительства физического лица, при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено на территории указанных субъектов Российской Федерации. При этом доходы таких организаций и индивидуальных предпринимателей, учитываемые при определении налоговой базы, не должны превышать в текущем календарном году 60 миллионов рублей, а средняя численность работников за налоговый период не должна превышать пять человек.
Согласно Федеральному закону объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком и может изменяться ежегодно. Федеральным законом устанавливается порядок определения доходов и расходов, в том числе перечень доходов и расходов, не учитываемых при определении объекта налогообложения.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 8 процентов. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов.
Согласно Федеральному закону налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от обязанности представления в налоговый орган налоговой декларации. Учет доходов и расходов ведется налогоплательщиками в личном кабинете налогоплательщика. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, учет расходов не ведут.
Специальный налоговый режим предусматривает автоматизацию процессов администрирования. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется налоговым органом на основе сведений о доходах (доходах и расходах), представленных налогоплательщиком посредством применения контрольно-кассовой техники, сведений о доходах (доходах и расходах), полученных от уполномоченной кредитной организации, а также данных о доходах, переданных налогоплательщиком через личный кабинет налогоплательщика.
В целях Федерального закона кредитные организации, присоединяются к информационному обмену с налоговыми органами и осуществляют такой обмен при условии соответствия данных кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, которые указаны в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На период применения налогоплательщиком специального налогового режима такая кредитная организация признается уполномоченной налогоплательщиком, в частности, на передачу в налоговый орган сведений об операциях по счету, открытому в этой кредитной организации, об операциях с использованием корпоративного электронного средства платежа для переводов электронных денежных средств, о переводах электронных денежных средств, а также на исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц.
Федеральным законом устанавливается порядок передачи уполномоченными кредитными организациями сведений о доходах и расходах налогоплательщика.
ФНС России ведет реестр уполномоченных кредитных организаций и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В период применения специального налогового режима устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование в размере 0,0 процента.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 20 Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование) и "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается федеральных налогов и сборов и финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 3 марта 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.